Максим Лынша: В легкой атлетике успехи будут только лет через пять

Источник материала:  
28.09.2018 11:05 — Разное
Полтора десятка лет подряд Максим Лынша держался на первой строчке национального рейтинга в беге на 110 метров с барьерами, столько же раз он выигрывал титулы чемпиона Беларуси. Но пару лет назад Лынша повесил шиповки на гвоздь.

Максим Лынша: В легкой атлетике успехи будут только лет через пять
Что изменилось в барьерном спринте и изменилось ли вообще? Об этом "Белорусский партизан" решил узнать у недавнего бессменного лидера этого вида. 

— Поменялось лишь то, что второй номер сборной Виталий Парахонько стал первым, — рассудил Лынша. — В последние годы он, перейдя в группу к тренеру Виктору Мясникову, серьёзно прибавил. За Парахонько выстроились молодые парни, но, как и в моё время, до статуса лидера они не дотягивают. 

— Не хотят, не могут, или не делают этого по иным причинам?

— Пока не могут. Наверное, хотят, но их возможности не совпадают с желанием. Да и круг претендентов на первые роли, как и вообще желающих бегать барьеры, не увеличился. Скорее, наоборот, стал меньше. А без конкуренции медленно растёт класс. 

— Если вспомнить не такую уж далёкую историю, звёздочки на белорусском барьерном небосклоне то и дело загорались. Но светили недолго, едва перешагнув порог взрослого спорта. На твой взгляд, почему?

— По разным причинам. Кто-то не смог устроиться в жизни, кто-то не держал тренировочные нагрузки, кто-то не сумел найти контакт с тренером. 

— Бывший барьерист Сергей Усов, позже ставший бизнесменом, учредил премии и для тренера, нашедшего талантливого бегуна-барьериста, и для самого спортсмена. Поговаривали, что молодые начинающие и их наставники слишком рано пытались оправдать звание талантливых, торопили события, дабы не пропустить вознаграждение. 

— Бывало и такое, шёл форсаж подготовки. Но многое зависело и от самого бегуна. Я тоже начал рано показывать "взрослое" время и быстро стал первым номером национальной команды. Но в национальной сборной продержался до 30 лет. Будь конкуренция выше, мог бы бежать быстрее. На двух Олимпиадах доходил до полуфиналов, а в Европе выигрывал медали континентальных Кубков. 

Что до премий Усова, то сейчас их нет, наверное, от того, что тренеры не находят таланты. 

— Последние пять лет ты занимался самостоятельно, а в роли помощника выступала одна из действовавших спортсменок. 

— Мне не нравилась ставка тренера на физические нагрузки. Когда основа заложена, и опыт позволял не повторяться, хотелось углубиться в тонкости барьерного бега. Наш вид — весьма специфический: одно неловкое движение на дорожке — и ты вне игры. Поэтому дорожись и просчитываешь каждое действие. 

Шлифовкой движений и хотелось заняться, но у тренера нашлась иная точка зрения. Других же специалистов барьерного бега в Минске не нашлось.

— Вадим Девятовский, заняв кресло руководителя федерации, начал раскручивать "массовку". Но пробеги, полумарафоны, детские соревнования — это физкультура, которой должно заниматься Министерство спорта. У федерации иные цели — и, прежде всего, большой спорт.

— Девятовский собрал по частицам рассыпавшуюся лёгкую атлетику. Он поднял её имидж, заставил исполнительные органы власти с уважением относиться к виду, который считают королевой спорта. 

— Слов нет, в федерацию пришли спонсоры, а с ними и деньги. Ныне она может позволить награды для 20-35 тысяч бегунов-любителей, которые соревнуются в формате того же Международного полумарафона. Плюс вполне солидные призы для профессионалов. БФЛА может отправить 60-70 атлетов, а то и больше на зарубежные сборы. Но сколько лет ждать былой славы белорусской лёгкой атлетики, которую принесли предшественники?

— Думаю, лет пять-шесть, не меньше. Вряд ли — раньше. Для пользы дела нужно взяться за центры лёгкой атлетики, укрепить специалистами, обновить молодыми. В том же барьерном беге по пальцам можно пересчитать тренеров, которые работают в этом направлении. Да и в лёгкой атлетике вообще очень мало новых наставников. 

Почему? На первых порах у выпускников вузов возникают проблемы с зарплатой, жильём, обустройством. Поэтому после окончания учебного заведения немногие из бывших студентов остаются в тренерском цехе. Вот на это надо бы направить больше усилий. 

— Похожая картина и в "чистом" спринте, где только Кристина Тимановская в завершающемся сезоне выполнила отборочный норматив на чемпионат Европы. Но в Берлине она дошла только до полуфинала. 

— Да, у мужчин Станислав Дорогокупец, выигравший оба спринтерских финала — на 100 и 200 метров, на чемпионат Европы не попал. Кроме Тимановской, некого было везти на континентальное первенство и у женщин. Поэтому речь не шла об эстафете, в своё время привозившей медали самых крупных турниров. 

В начале карьеры затерялась способная Юреня, бегунья на 400 метров. А всё из-за отсутствия специалистов, и в этом виде не набралось девушек не только на личный турнир, но и на эстафету. А ведь не так давно наш квартет в беге 4х400 метров также гремел в Европе. 





←Алина Талай начала тренироваться через пять дней после операции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика