"Станция за 50 тысяч долларов год не работает". Владелец Tesla сравнил "зарядки" у нас и в Европе
Как преодолеть 4 тысячи километров на электромобиле и ни разу не остаться без зарядки? Заядлый автоэлектропутешественник Артур Туманов проехал по Европе на своей Tesla Model X P90D и проанализировал, как устроена инфраструктура электрозарядок у нас и «у них».
— Мой автомобиль — Model X с батареей на 90 кВтч и в самой мощной версии Performance. При обычном режиме движения позволяет проехать до 400 км на одном заряде. Это не первое мое путешествие, но на этот раз я решил сравнить, как работает инфраструктура зарядных станций у нас и в Европе. Выехал из Минска при полном заряде на Гродно, так как в планах было принять участие в автофестивале. Заряда батареи Tesla без проблем хватает, чтобы доехать до Гродно, но по пути я решил заглянуть на АЗС возле Воложина, где установлена быстрая зарядка. Такая станция может зарядить Tesla с ее большой батареей часа за полтора.
Расположение этой станции зарядки может показаться странным. Для Tesla она не нужна, а для электрокара с запасом хода 150−200 км куда полезнее было бы зарядиться на середине пути между Минском и Гродно. Но примечательно не это. Дорогущая зарядная станция стоимостью не один десяток тысяч евро уже больше года стоит сломанная. В качестве альтернативы рядом пристроили «столбик» обычной медленной зарядки, на которой даже Nissan Leaf будет стоять часов пять.
— Этот столбик — по сути розетка на 380 В, но все же там есть группа безопасности, европейский разъем Type 2 и еще кое-какие функции, ну и за нее, в отличие от простой розетки, отвечает производитель. Вопрос только — что делать 5 часов на заправке? Хорошо, что запас хода Tesla позволяет без проблем доехать до Гродно. В этом городе сложилась забавная ситуация, зарядных станций уже больше, чем электромобилей — здесь как минимум шесть или семь медленных зарядок.
Оказывается, инициатором и меценатом, установившим часть зарядных станций, является наш старый знакомый Томас, который позволил нам провести тест-драйв своего Opel Ampera-e, когда приезжал в Минск в прошлом году. Когда на фестивале в Гродно Томас столкнулся с тем, что не может найти зарядную станцию, то в интервью местной прессе сказал, что исправит ситуацию. Обещание он выполнил, зарядки подарил на условиях, если они будут бесплатными. Вместе с партнерами Томас выбрал места установки точек зарядки. Правда, это медленные зарядки. Артур говорит, что на такой его Tesla заряжается за час на 75−80 км.
— Существует способ зарядки с помощью обычной розетки. На месте проведения автофестиваля в Гродно нормальной зарядной станции рядом не было, пришлось включаться через переходник в бытовые 220 В. Но вот за 12 часов я восполнил половину заряда — это очень медленно.
Дальше Артур двинулся на переход Брузги, где установлен терминал быстрой зарядки. Но там его ждал сюрприз. Во-первых, там на зарядке уже стояла одна Tesla. Тут надо сказать, что устанавливаемые у нас зарядки имеют возможность подключения сразу двух автомобилей, но один из них будет заряжаться от быстрой CHAdeMO за полтора часа, а второй — по Type 2 за семь часов.
— Но проблема даже не в этом, а в том, что прямо при нас эта станция сломалась. Сначала отключалась каждый час, ее приходилось перезапускать. А потом станция вообще перестала принимать операторскую карточку. Мы там час стояли, танцевали с бубном, звонили в службу поддержки. И сам оператор АЗС звонил. В итоге ничего не удалось. Сейчас получается, что на маршруте Минск — Гродно одна станция уже год не работает, вторая сломалась.
В итоге Артур добрался до Белостока и в небольшом отеле подключился к трехфазной розетке. Владелец отеля оказался фанатом электромобилей, у него в гараже есть Nissan Leaf и BMW i3.
В Польше самой крупной сетью зарядок является Green Way. Но они платные. Чтобы заряжаться там, необходимо получить специальную карточку, потом привязать к ней банковскую карту, с которой будут списываться деньги. Практически все зарядки Green Way устанавливает возле крупных торговых центров.
— В принципе в Польше достаточно и бесплатных зарядок, та же сеть Lidl устанавливает их возле своих магазинов. Но я приехал в Варшаву в воскресенье, когда торговые центры закрыты. И ожидал, что зарядки тоже не будут работать. Поэтому отправился на платную зарядную станцию, тем более что она была по пути.
Полностью зарядить Tesla обошлось примерно в 150 злотых (порядка 80 рублей). Это дорого. Артур признался, что это был его первый и последний заезд на зарядку Green Way.
От Варшавы до Катовице 350 км, которые Tesla преодолевает на одном заряде, а там уже есть радость всех владельцев Tesla — суперчарджеры. По сути после Катовице путешествие на электрокаре превращается в праздную прогулку, когда не нужно думать о том, где ты будешь заряжаться.
С обычными зарядками в Чехии тоже все хорошо, там существует развитая сеть зарядных станций. Можно даже найти точки, где под одной крышей стоят зарядки Tesla и чешской сети e-on. Но есть один нюанс. Tesla выпускает специальный переходник для зарядки от розетки CHAdeMO, то есть ее можно заряжать на любых станциях. А вот на суперчарджерах другие автомобили заряжаться не могут.
— На терминалах Superchardger все просто — подъехал, включил и пошел. Но сейчас Tesla берет пеню за «простой». Если ты зарядился, но не освободил терминал, на твой аккаунт начисляется пеня, например, 1 злотый в минуту. Если кинешь на ночь — сумма набежит кругленькая. В цивилизованных странах эта пеня списывается, когда ты приедешь на обязательный сервис. Ну, а если ты на официальный сервис не ездишь, то за это можно не волноваться. Никаких других инструментов снять с владельца этот «штраф» нет. Это не как у сотовых операторов — отключить машину производитель не может, — смеется Артур.
Для Германии характерно, что суперчарджеры размещают на крупных хабах-заправках, где есть несколько ресторанов, гостиницы, магазины, мойки. Там полчаса пролетят совершенно незаметно.
— В Мюнхене я заехал на сервис «Тесла». Глядя на здание снаружи, никогда не подумаешь, что там находится. Выглядит, как какой-то старый склад. На самом деле это старинное здание, не исключено, что даже памятник архитектуры. Особой необходимости в посещении сервиса не было, но я провел там диагностику своего автомобиля.
В Германии, да и по всей Европе уже существует огромное количество зарядных станций на все лады. Одних только терминалов стандарта CHAdeMO уже почти 8 тысяч по всей Европе. Есть зарядки как платные, так и бесплатные. Последние в основном медленные. Способы активации разные — можно платить банковской картой, активировать при помощи RFID-карты. У владельца электрокара в Европе, особенно если он любит путешествовать, обычно в портмоне целая россыпь карточек для различных зарядных терминалов.
— На обратном пути я уже поехал через Брест. Там есть скоростная станция, и она работала. Это вообще одна из самых идеальных станций, на мой взгляд. Там есть в шаговой доступности кафе, строймагазин, супермаркет — есть чем заняться, пока машина заряжается.
Последней зарядной станцией на маршруте стала «зарядка» в Барановичах. Она работает и расположена удачно — примерно на середине маршрута Минск — Брест.
Артур подводит итог своего электропутешествия-исследования. Электромобилист со стажем считает, что пока проблемы две. Во-первых, нет нормального обслуживания зарядных станций и реагирования в случае поломки. О состоянии зарядных станций можно судить по отзывам в приложении PlugShare. Станция в Слуцке уже месяц не работает, в Бобруйске два месяца не работала, там грузовик въехал в заправку.
— А еще на случай поломки не хватает дублирующих терминалов. Например, возле Барановичей две АЗС, друг напротив друга, почему не поставить вторую зарядку? Если одна не работает, можно переехать на другую. В Европе если ты не зарядился на одной станции, то в радиусе 30−50 км найдешь другой терминал.