Еще теплое сентябрьское солнце пробивается сквозь кроны деревьев, озаряя памятный знак жертвам нацизма — более двум тысячам евреев, убитых в годы Великой Отечественной войны, и всех собравшихся у этого места. 

Ежегодно 13 сентября у подножия памятного знака в Апутке собираются люди. Они приезжают сюда из разных городов и стран, чтобы почтить память своих родных, зверски убитых фашистскими захватчиками.

Здесь дети, внуки, дальние родственники.

 Нинель Алексеевна Златкина приехала из Минска. Со слезами на глазах она рассказывает о том, что в годы войны здесь, в Смолевичах, были убиты ее бабушка и тетя. Огромного труда стоило Нинель Алексеевне найти информацию о родных. Благодаря помощи неравнодушных людей и многолетним поискам она узнала, что ее родные были расстреляны здесь. И не приехать в этот день к памятному знаку она не могла.

Наша святая обязанность…

Семья Бикман — Валерий Аронович и Валентина Михайловна приехали на встречу из города Жодино. В недолгом разговоре с Валерием Ароновичем удается узнать историю его семьи. Отец Валерия Ароновича в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, был директором торфопредприятия «Орджоникидзе». После начала военных действий он отправил жену и сына вглубь страны — в Куйбышевскую область. Сам уехать не мог — не имел права оставить предприятие. После войны Валерий Аронович с матерью пытались найти сведения об отце, но им не удалось узнать ничего, кроме того, что Арон Бикман пропал без вести.

Гости из США — Артур и Гильда Зонтаг —  приехали из города Чикаго, расположенного в штате Иллинойс. С помощью переводчика Александра, сопровождавшего семейную пару, Артур поделился историей своей семьи и рассказал о цели визита в Смолевичи. Отец Артура родился в 1898 году предположительно в Смолевичах. В 1914 году он уехал в США. Через какое-то время в Америке он встретил мать Артура. Предположительно, она была из России. В то время, когда на Белорусской земле уже началась война, и какая-то часть еврейского населения была уничтожена, Артур родился в Америке в пока еще мирное для них время. Когда Артур рос в США, у них не было никаких проблем, не было войны. Его отец узнал о том, что происходило в СССР, как много евреев здесь погибло. Он всегда оставался просоветски настроенным коммунистом. В семье была очень не простая ситуация: отец был коммунистом, а мама хотела, чтобы Артур стал человеком религиозным. С самого детства отец рассказывал Артуру о Смолевичах, и мальчик знал, что однажды обязательно посетит этот городок. Артур с женой запланировали поездку в Беларусь. Недавно они были в Израиле. Подойдя к Западной стерне, они положили туда камешек, пожелав себе удачной поездки — им очень  хотелось найти информацию о родственниках. Артур с Гильдой прилетели из Тель-Авива в Минск и побывали в Смиловичах, Городке и, наконец, — в Смолевичах. Пытаются найти информацию о родственниках Артура. И кое-что им удается благодаря добрым людям, которые есть в каждом городе Беларуси. Для Артура было очень волнительно узнать, что часть его семьи, возможно, погибла в Апутке, в том месте, где сегодня стоит памятный знак. Именно такую информацию дали Артуру. Настоящее имя его отца — Иосиф Матусевич. Иногда, по словам Артура,  когда люди приезжали в Америку, им приходилось менять свои имена и фамилии. В завершение рассказа Артур поблагодарил всех за возможность побывать на таком мероприятии. И еще пошутил:

— Когда я был маленький, — рассказал американец, — родители кормили меня кашей и борщом. Даже если я вел себя хорошо.

Наша святая обязанность…

Поминальная встреча в Апутке у мемориального знака собрала людей, которых объединяют память, скорбь и боль, а также стремление жить так, чтобы подобное никогда больше не произошло.

Заместитель председателя Смолевичского райисполкома Игорь Кузнецов, обращаясь к присутствующим, отметил, что очень важно хранить память о погибших и приходить к местам увековечивания их памяти. Только так мы сможем не допустить повторения подобной трагедии.

Общественный деятель Сергей Смоляр, обращаясь к присутствующим, рассказал о трагедии, развернувшейся в Апутке, во время которой погибли 2000 тысячи смолевичских евреев, и в завершение добавил:

— Из этих 2000 тысяч человек нам известны имена только двухсот. Я надеюсь, что придет время и мы узнаем больше. Я благодарю, что мы помним о трагедии, которая разыгралась на этой земле, которая унесла множество жизней. Помня о ней, мы стараемся не допустить ее повторения.

Наша святая обязанность…

Координатор мемориального проекта Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Игорь Краверский познакомил всех присутствующих с информацией об огромной работе, которую проводит фонд Лазарусов из Великобритании, обрисовал перспективы на будущее:

— В 1941 году гитлеровские войска пересекли границу СССР, и началась Великая Отечественная война. На 7-й день от начала войны гитлеровцы захватили Минск. Буквально в первые месяцы оккупации на территории Беларуси нацисты начали строить концентрационные лагеря — гетто, в которые загоняли евреев, все население, начиная от мала до велика. За годы войны в Беларуси было уничтожено порядка 800 тысяч евреев. Цифра эта приблизительная. Узнав об этой трагедии, не имея никакого отношения к Беларуси, семья Лазарус обратилась к белорусско-еврейской общине с желанием оказать материальную помощь в увековечивании памяти евреев, погибших в годы войны. И вот уже 15 лет эта программа  работает плодотворно: на сегодняшний день благодаря ей комиссия по увековечиванию памяти жертв Холокоста, которая работает в союзе белорусско-еврейских общественных объединений и общин, установила 112 памятных знаков. Памятный знак в Апутке находится в прекраснейшем состоянии. Хочу отдать должное и властям, и людям. В 2013 году был установлен памятный знак на городском кладбище в Рябом Слупе. Во время войны недалеко от этого места были расстреляны 200 мужчин.

Наша святая обязанность…

Михаил Романович Перец, председатель еврейского общественного объединения «Свет Миноры», добавил, что подобные встречи являются хорошей традицией и отметил, что участников мероприятия с годами не становится меньше. Значит, память о той страшной трагедии живет в людских сердцах.

В завершение поминальной встречи директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Вадим Акопян прочел молитву, написанную ведущими раввинами Израиля в память о евреях, убитых в годы войны. Убитых только за то, что они были евреями.

В завершение встречи в Апутке все пришедшие в этот день к памятному знаку пожили к его подножию камешки — по библейской традиции.

Наша святая обязанность…

Далее группа посетила памятный знак, установленный на городском кладбище в Рябом Слупе. Надпись на мемориальной плите, сделанная на трех языках (белорусском, английском, идиш), гласит: «Жертвам нацизма. В августе 1941 года на хуторе Куровищи были зверски замучены 200 евреев из местечка Смолевичи». Михаил Перец рассказал об истории появления в этом месте памятного знака, о трагедии, произошедшей на хуторе Куровищи в годы Великой Отечественной войны. Его слова были дополнены рассказом Игоря Краверского. В завершение встречи Вадим Акопян прочел молитву, к подножию мемориальной плиты были возложены камешки, а завершающим аккордом — трогательным и необычайно точным — стали слова жительницы города Смолевичи Полины Хлюпневой. Выслушав выступление гостей из Чикаго, Полина Сергеевна отметила:

— Подумайте, что должно было произойти на земле, чтобы уехав из Смолевичей 16-летним мальчиком, отец Артура всю жизнь помнил нашу Беларусь. Нам надо учиться у евреев многому. Смерть всех примирила: и евреев, и русских, и белоусов. И очень хорошо, что мы все вместе. Сегодня здесь присутствуют не только евреи. Здесь представители разных конфессий. У каждого — своя судьба и каждый в судьбе своей семьи может найти разные моменты, и тогда, когда мы все вместе, и когда мы помним о том, что происходило, есть шанс, что этого никогда не повторится.

Марина МИХАЙЛОВСКАЯ.

Фото А.ВОЛОДЬКО.