Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub

Источник материала: ProBusiness  
05.09.2018 14:24 — Разное
Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Александр Ковалевский. Фото из личного архива

Александр Ковалевский работал и дизайнером, и менеджером по продажам, и управляющим проектами. И даже делал церковную утварь — искал себя. Но только отрастив бороду и почувствовав необходимость в качественной косметике для нее, пришел к тому, чем действительно хочет заниматься. Дистрибуция косметики, потом собственный бренд, а потом и сеть барбершопов — так развивался его бизнес. Как увлечение бородой поменяло жизнь и помогло заработать, основатель BeardClub Александр Ковалевский рассказал «Про бизнес».

Все началось с бороды…

— Я учился по специальности «Антикризисное управление предприятием» в минском филиале Московского университета экономики, но на третьем курсе понял, что это не мое — и бросил. После этого развивался как художник-дизайнер: делал логотипы для компаний, фирменные стили, бренд-буки. Даже мечтал о собственной выставке. Был также у меня период, около 4 лет, когда я работал в православной теме — делал церковную утварь для Свято-Елисаветинского монастыря. Это было сочетание графического дизайна и конструктива. Там же помогал, волонтерил.

Это был для меня период духовных поисков: я пытался понять, в какую сторону двигаться в жизни.

Потом я вспомнил, что еще в школе горел идеей стать менеджером: мне нравилась деловая жизнь, хотелось работать с клиентами, заключать сделки. И я пошел стажером в отдел продаж климатической техники. Там я оказался на своем месте: быстро вырос до управляющего проектами, работал с крупными клиентами и компаниями на протяжении 5 лет.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

До сих пор бывает, что люди, с которыми поработал в то время, просят поучаствовать в организации строительства. И такое сформировавшееся доверие мне, безусловно, приятно.

Уже в этот период я начал понемногу отпускать бороду, интересоваться этой тематикой. Появилась потребность в действительно хорошей мужской косметике для бороды. Именно из этой потребности и возник мой первый бизнес.

От дистрибуции до собственного бренда

В 2016 году вместе с супругой мы основали компанию BeardClub — стали работать как официальное представительство в Беларуси зарубежных мировых брендов мужской косметики. Продавали через интернет-магазин, занимались поставками в барбершопы Минска и розничными продажами.

Поставщиков косметики я искал сам, ездил в Россию, в Европу. Пробовали работать с разными компаниями — всего посотрудничали примерно с 20. Смотрели, с кем проще, у кого условия лучше. В итоге остановились на нескольких российских брендах. Оптом покупали у них продукцию и отдавали ее на реализацию в барбершопы, косметические сети на условиях комиссионного вознаграждения.

Маржинальность этого бизнеса достаточно высокая, процентов 25%. Но объем продаж был процентов 10 от того, чего нам хотелось бы.

Мы сами изучали все аспекты «бородатой культуры», учились и набирались опыта. Появлялись идеи по улучшению мужского ухода за собой. И постепенно мы поняли, что есть в этой сфере незанятая ниша: мужской профессиональной косметики много, а вот на 100% натуральной нет. И мы решили ее создать сами.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Стали искать фабрику по производству натуральной косметики, которая могла бы помочь нам произвести продукцию под нашим брендом BeardClub. Пробовали сотрудничать с белорусскими производствами, размещали пробные заказы, но остались недовольны качеством. В итоге приехали на небольшую московскую фабрику, специализирующуюся на органической косметике ручной работы, и договорились, что они будут производить для нас продукцию под нашей маркой. В составе этой косметики используются ингредиенты из Индии, Таиланда, России — все натуральное, поэтому у нашей косметики небольшой срок годности.

Когда у нас уже было 36 партнеров в Минске, которые брали у нас как у дистрибьюторов от 200 до 300 единиц косметики в месяц и доверяли качеству наших брендов, мы предложили им брать у нас новую «бородатую косметику». И постепенно отказались от дистрибуции других брендов, стали продавать только свой.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александры Нехорошевой

Позиционируем BeardClub как первую в Беларуси органическую мужскую косметику. Заботимся не только о внешнем виде, но и о здоровом экологическом подходе к нему.

Недавно решили уйти от масс-маркета в эксклюзив — теперь нашу косметику можно купить только в наших барбершопах и интернет-магазине.

Стоит наша продукция относительно недорого, как мы считаем, для своего качества. Например, самый популярный продукт — масло для бороды — 30 рублей ($ 15), бальзам для бороды — 45 руб.($ 23), гель для душа — 17 руб. ($ 8,5), воск для укладки бороды — 15 рублей ($ 7,5).

Некоторые средства (например, шампунь) у нас покупают для себя и девушки, хоть мы и позиционируем свою косметику как «сугубо мужскую». Кроме того, у нас есть и дополнительные аксессуары — различные гребни, расчески. Всего 25 наименований, и эту линейку планируем расширять. Мы замечаем, что у этой продукции ярко выраженная сезонность. Того же масла для бороды летом продается около 50 единиц в месяц, а зимой — 1000 единиц, самый пик — декабрь.

Пока наша продукция продается только в Беларуси, но мы обдумываем, как удобнее организовать ее логистику в Россию, учитывая, что она там и производится. Еще ведем переговоры с несколькими компаниями в Польше.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Барбершоп как логическое продолжение

В августе 2017 года в Минске открылась наша первая мужская парикмахерская «Барбершоп». Она стала логическим продолжением нашего бизнеса. 

Это был первенец, которому было суждено стать подопытным кроликом, на котором будут отрабатываться все возможные ошибки в управлении и организации подобного заведения.

В работе, конечно, используем косметику своей марки.

Уже не помню, планировал ли я в тот период открывать сеть мужских парикмахерских или радоваться одному барбершопу. Но за последние три месяца мы открыли сразу три барбершопа — два в Минске и один в Молодечно, причем между открытиями последних двух прошло что-то около недели.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Теперь у нас их 4. Работа движется бурно и активно, у нас есть возможность быстро учиться, делать выводы, понимать, что нужно нашим клиентам и нам.

Основная наша услуга — стрижка и коррекция бороды и усов, она стоит 55 рублей (около $ 22). Мужская или детская стрижка — 30 рублей ($ 15), а если стричься придут отец с сыном, то общая стоимость составит 50 рублей ($ 25). Средний чек у нас в районе 40 рублей ($ 20).

Попутно запускаем школу барберов, формируем 4 группы по 5 человек. Обучение будет стоить 399 рублей ($ 199) и длиться 15 дней по 6 часов (4 часа теории + 2 часа практики). Всем успешно сдавшим экзамен будет выдаваться диплом государственного образца.

Как мы «растим» клиентов

Первыми нашими клиентами были, конечно же, люди из сформировавшегося круга доверия — те, кто уже взаимодействовал с нами через наш бренд косметики. Они знали нас и охотно влились в новое движение, организованное нами. Сейчас чаще о косметике узнают через барбершопы, а не наоборот.

К нам приходят от 1000 человек в месяц, это данные по одному салону. По новым салонам еще собираем статистику. Летом посетителей меньше, все в отпусках. Точные данные по повторным посещениям собирать проблематично: кто-то стрижется раз в месяц, кто-то раз в два месяца, а кто-то каждую неделю.

Я сам провожу много времени в наших барбершопах и среди «постоянников» встречаю много интересных людей. Они делают большой вклад в наше развитие, т.к. дают советы и постоянную обратную связь.

Есть у нас и иностранцы, которые периодически бывают в Минске по делам-работе и уже по привычке заезжают к нам.

Давно заметил, что в Минске не существует мест, куда отцу можно было бы прийти и комфортно просто провести время с сыном. Я сам отец и мне всегда приятно видеть в наших заведениях детей, которых приводят с собой родители. Барбершоп — это как раз такое место, где мальчик сможет впитывать в себя мужскую атмосферу, формировать у себя нормальные ценности. Мы такие семейные посещения очень поощряем, оборудуем парикмахерские для комфортной стрижки детей и для их времяпрепровождения.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Есть у нас и корпоративные клиенты: например, у нас обслуживаются сотрудники некоторых минских IT-компаний. В таких случаях даем скидку.

Продвижение: контекст и Instagram

В продвижении перепробовали если не все, то очень многое. Что-то протестировали и нам не подошло. А что-то попробовали, увидели эффект и продолжаем использовать — например, Instagram, там сейчас у нас почти 11 тысяч подписчиков. Размещаем фото стрижек, снимаем «ускоренные стрижки» за 1 минуту, даем советы по уходу за бородой, стараемся во всем передать нашу атмосферу.

А когда открыли барбершоп в Молодечно в конце июня, завели для него отдельный профиль. Он сейчас в периоде бурного роста подписчиков, за месяц добавились 1000 людей — и почти все посетители считают своим долгом подписаться на нас, размещают фото с наших хештегом, рекомендуют нас друзьям.

А еще у меня есть и личный профиль Instagram, где более 22 тысяч подписчиков. Почему больше, чем в официальном аккаунте? Все клиенты в курсе, что самые интересные акции я публикую только у себя.

Кстати, слышал об одном московском барбершопе, у которого обязательное требование для клиентов быть подписанным на профиль основателя. По-моему, хорошее правило:)

Ведем и другие соцсети, много просмотров роликов в нашем YouTube-канале.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Больше всего клиентов приходят из контекстной рекламы, стараемся всегда быть на лидерских позициях. О нас часто упоминают известные люди, к примеру наш VIP-гость — Андрей Бонд, он же ведет все наши корпоративные мероприятия. Приходят и модные блоггеры. Сайт тоже неплохо работает — там от 2000 до 3000 посещений в день.

⇒ Читайте также: На чем и сколько зарабатывают белорусские блогеры

Также развиваем партнерство. Взяли под опеку футбольную команду в любительской лиге «Юни», сотрудничаем с футбольным клубом «БАТЭ» и «Динамо».

Барберы и не только — наша команда

В нашей команде сейчас более тридцати человек, включая руководство. И все — люди с горящими глазами. Новых мастеров, барберов, находим по-разному: кто-то приходит сам, услышав о нас где-то, кто-то по объявлению в наших соцсетях, а кого-то к нам приводят мастера-ветераны уже с рекомендацией.

Мы отвечаем перед нашими гостями за качество оказанных услуг, потому мастерство барберов у нас всегда на контроле. Если кто-то не дотягивает, учим. Для этого проводим и выездные семинары, и мастер-классы — приглашаем опытных барберов в качестве преподавателей. Обучение постоянное, потому что предела совершенству нет. Недавно наши мастера проходили специальное обучение в Москве.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Практикуем также брать в компанию стажеров и растить сотрудников «под себя». Они получают опыт, навыки, и через полгода становятся опытными мастерами. Этот период мы не оплачиваем, так как все это время инвестируем в развитие человека, обучаем его. В среднем из 10 человек 1−2 остается работать у нас и становится крутым профессионалом.

Сколько стоит открыть барбершоп

Открыть барбер-салон можно и за $ 60 000, и за $ 10 000 — вопрос в возможностях, целях и пожеланиях. На что понадобятся деньги?

  • Разработка стилистики, логотипа и бренд-бука. Если бы мы заказывали это на стороне, то заплатили бы более $ 1000. Наш черно-белый логотип нарисовал я сам, так же, как и весь бренд-бук компании. Пригодился опыт дизайнерской работы.
  • Ремонт помещения. В первом салоне мы делали его своими силами, у меня есть в этом опыт, поэтому обошлось дешевле, чем если бы нанимали подрядчиков. Я сам красил двери, помогали сотрудники, жена и даже мой сын, которому было тогда 2 года, стучал молотком. А на всех стенах висят рисунки, которые выполнены по моим эскизам.
  • Аренда. Мы выбираем просторные помещения около 100 квадратов, и аренда обходится около $ 1000 в месяц.
  • Мебель. Ее стоимость во много зависит от количества специальных кресел для стрижки, каждое стоит $ 1000, а их нужно не меньше трех, а лучше больше.
Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

Открытие первого салона обошлось нам относительно недорого — около $ 20 000. Все потому, что вложили много собственного труда, знаний и навыков. Использовали свои средства и брали кредит.

Сейчас у нас стадия активного развития и 100% оборотных средств направлены на поддержание и развитие бизнеса.

Так как два наших барбершопа совсем недавно открылись и «высокий» сезон еще не наступил, пока сложно оценить, какое из направлений будет приносить бóльшую прибыль — барбершопы или продажа косметики. Но я бы делал большую ставку на барбершопы.

Когда борода — повод для бизнеса. История BeardClub
Фото из личного архива Александра Ковалевского

О конкуренции и планах

Мы считаем, что все компании нашей сферы делают одно общее дело: мы возрождаем ту культуру, которая в свое время была утеряна. На данный момент в Минске около 40 барбершопов, и мы стараемся поддерживать дружеские отношения со всеми.

У нас много планов на ближайшее будущее:

  • Продолжать открытие филиалов в регионах и в Минске, за 2 года планируем около 14 филиалов
  • Выйти на зарубежные рынки и развивать свои барбершопы там. При этом вариант франшизы мы не рассматриваем, полагаемся на свои силы
  • Реализовывать косметику BeardClub в РФ, Польшу и далее за границу
  • Развитие школы барберов.

Бизнес — это не что-то отдельное от меня. Это естественная часть моей жизни и способ мышления. Уверен, что так и должно быть.

←"Каннский Лев" Франк Виншон выступит в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика