Исследование: в Беларуси очень коррумпированы госпредприятия, но все хорошо в Парламенте и в налоговой
Международная юридическая фирма Miller & Chevalier (США) представила исследование коррупции в регионе Европы, Кавказа и Азии (ЕКА). Беларусь попала в группу стран, где бизнес-сообщество воспринимает коррупцию как серьезное препятствие для бизнеса, пишет Naviny.by.
По словам юриста Miller & Chevalier Марины Ковалевской, в Беларуси в опросе участвовали представители 32 компаний.
По результатам опроса страны региона разделили на три категории:
- Страны с жизнеспособными антикоррупционными системами, демонстрирующими положительные результаты (Эстония и Литва);
- Страны, где коррупция по-прежнему является серьезным вызовом для бизнеса (Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Молдова, Россия и Украина). Это основной вывод исследования для нашей страны;
- Страны, где, несмотря на наличие проблем в этой сфере, вполне есть возможность вести бизнес в соответствии с принятыми антикоррупционными нормами (Грузия и Латвия).
Во всех странах, кроме Литвы, служащие госорганов муниципального и местного уровней считаются как минимум умеренно коррумпированными.
Коррупция на госпредприятиях
Респонденты всех стран региона сообщают о сильной коррумпированности госпредприятий. Больше всего об этом говорили в Беларуси и Казахстане (53% и 50% респондентов соответственно), где госпредприятия играют значимую роль в экономике.
В Грузии эта сфера коррумпирована меньше всего: только 34% респондентов считают отечественные госпредприятия коррумпированными в умеренной или значительной степени.
При этом проблема Беларуси не столько в законах, сколько в их исполнении – 44% респондентов из нашей страны положительно оценили национальное антикоррупционное законодательство. Столько же человек полагает, что «коррупция является серьезным препятствием для ведения бизнеса».
Коррупция в госорганах
Четверть респондентов из Беларуси заявили, что за последний года их компания уступила конкуренту деловые позиции, так как конкурент давал в каком-либо виде взятку госслужащему или его представителю. А 28% опрошенных беларусов сами этим занимались.
По словам Марины Ковалевской, оценивая уровень коррупции в различных сферах госуправления, респонденты из Беларуси определили как минимальный уровень коррупции в парламенте и в налоговых органах.
Меры для снижения коррупция
Респондентов спрашивали, какие меры могут быть эффективными для снижения коррупции. Два из трех наиболее популярных ответов на этот вопрос касались реформы уголовного судопроизводства. В Украине 92% респондентов выбрали независимую и беспристрастную судебную систему как ключевой шаг к снижению коррупции. В России аналогично ответили 84% опрошенных.
Участие общественности и контроль с ее стороны упоминает почти треть респондентов. Авторы исследования считают, «что гражданское общество, неправительственные организации и корпорации играют определенную роль в снижении коррупции», но «большинство респондентов хотят видеть изменения в госучреждениях для снижения коррупции в их странах».
В целом по региону половина респондентов заявляет, что за последние пять лет важность предотвращения коррупции в их компаниях возросла. «Мы ожидаем, что со временем эта цифра увеличится, учитывая все более широкий охват мер по противодействию коррупцию в международном масштабе. Мы будем отслеживать данную динамику и оценивать эффективность предпринимаемых мер», – подчеркнула Марина Ковалевская.
В целом, отметила представитель Miller & Chevalier, «опрос призван помочь компаниям, интересующимся рынком Беларуси, адекватно оценивать коррупционные риски и минимизировать их путем внедрения адаптированных внутренних антикоррупционных программ».