Соломон Рывкин — наставник Нобелевского лауреата
Подбирая материалы к очерку, наткнулся на интервью лауреата Нобелевской премии по физике (2000 год) Жореса Ивановича Алферова. Не для кого, думаю, не новость, что он белорус, уроженец Витебска. Так вот, в этом интервью, приуроченном как раз к награждению его Нобелевской премией, Жорес Иванович на вопрос «Кого вы считаете своим главным наставником?» отвечает, что первым, кто поверил в него, еще младшего научного сотрудника лаборатории академика АН СССР Владимира Тучкевича при Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе, был профессор Соломон Меерович Рывкин. Он помогал и направлял молодого физика Алферова, а Жорес впоследствии продолжил дело своего учителя по изучению полупроводников. За что и получил признание мирового научного сообщества и высокую награду.
К чему я об этом рассказываю? А к тому, что будущий наставник Нобелевского лауреата профессор Рывкин наш земляк.
Родился Соломон Меерович 23 ноября 1918 года в Хотимске в еврейской семье. Данных о его детстве и юности не нашлось. Известно лишь, что накануне Великой Отечественной войны он окончил Ленинградский политехнический институт. Но вместо лаборатории молодой физик попал прямиком на фронт. Прошел всю войну. Был офицером связи. Награжден Орденом «Красной звезды», медалью «За боевые заслуги» и еще десятью медалями. Придя с фронта, вернулся к научной деятельности. Соломона Мееровича сразу приглашают на работу в Физико-технический институт АН СССР научным сотрудником, зав. лабораторией. Одновременно Рывкин преподает в ЛГУ и других вузах.
В 1956 становится доктором физико-математических наук, профессором.
Основное научное направление — физика полупроводников. Впервые ввел представление о фотопроводимости. Один из открывателей эффекта токово-конвективной неустойчивости плазмы полупроводников в магнитном поле. Вместе с Владимиром Тучкевичем создал первые советские фотодиоды. Создал и руководил научной школой по физике полупроводников. Без вклада Соломона Рывкина в науку, без его открытий таких привычных сейчас вещей как цифровые фотоаппараты, сенсорные мобильные телефоны, планшеты просто бы не существовало. Представьте себе.
В 1967 году стал Главным редактором журнала «Физика и техника полупроводников».
Копаясь в электронных архивах, нашел номер журнала «Успехи физических наук» за декабрь 1981 года. В нем за подписью Жореса Алферова опубликован некролог памяти Соломона Рывкина. Он скончался месяцем ранее в Москве. Привожу из него общую цитату, опуская непонятные нам простым обывателям сложные названия и термины: «С.М. Рывкин прожил яркую и славную жизнь. Он, благодаря незаурядному таланту физика, огромному трудолюбию, беззаветной преданности науке, за короткий срок стал крупным ученым, пользующимся заслуженной мировой известностью. Исследовательский талант С.М. Рывкина гармонично сочетался с педагогическим.
Он создал большую научную школу, щедро наделив своих многочисленных учеников глубокими научными знаниями. Научное наследие С.М. Рывкина составляют 280 работ, под его руководством вошли в науку более 50 докторов и кандидатов наук. Его богатая научная интуиция позволила безошибочно определять наиболее перспективные направления и работы.
Светлая память о С.М. Рывкине надолго сохраниться в сердцах его коллег и благодарных учеников».
Александр АЛЕКСАНДРИН