Сезона в Крыму не было, опять виноват Путин
04.09.2018 11:15
—
Разное
Фото: Сергей Мальгавко / Sputnik / LETA
В прошлом году чиновники также завышали показатели, называя цифру 5,6 млн человек (экспертная оценка была 3-3,2 млн туристов), так что вопрос от чего считать. Сейчас можно написать любую цифру и её особо не оспоришь, так как нет чёткой и прозрачной методики подсчёта. Сколько лет мы пытаемся понять откуда берутся завышенные цифры по турпотоку, а Министерство туризмов Крыма не даёт ответа. Там тупо считают всех, кто приехал (переплыл до мая на пароме) на автомобиле с материковой России, прилетел в Симферополь самолётом и перебрался через российско-украинскую границу на севере полуострова. Но как посчитать, сколько именно туристов прибыло в Крым, а сколько раз местные ездили по делам в Россию и на Украину? Как посчитать сколько украинцев приехало в Крым, если существенную часть потока с Украины составляют сами крымчане, у которых есть украинский паспорт и они в течении года могут по несколько раз туда съездить? Как посчитать сколько людей (а не машин) приехало по Крымскому мосту, если не ведётся подобный учёт, да и он в принципе невозможен. Косвенными показателями роста турпотока могут быть — % загрузки отелей, которые работают в белую, количество туристов посетивших те или иные культурно-исторические объекты, где ведётся учёт посетителей. Есть ещё несколько других косвенных показателей — рост потребления на полуострове электричества, топлива, воды, а так же самый важный — сколько было собрано налогов за год и за летний сезон по объектам обслуживающим туротрасль, хотя с подсчётом есть сложности, так как многие предприниматели работает или нелегально или значительно занижают налоговую базу, работая в КЭШ.
Гонка чиновников за количеством, а не качеством туристического потока вполне объяснима. Любым способом показать, что после возвращения Крыма в Россию турпоток восстановился. Возможно, политически это важно, он действительно восстановился и не благодаря усилиям местных бестолковых чиновников, а скорее вопреки. Крымские власти и Ростуризм неспособны выработать правильную концепцию развития Крыма, что мы видим последние 4 года. Стараясь привлечь сюда много людей они не готовы их обеспечить чистым морем, комфортной средой и гарантировать безопасность здоровью отдыхающих.
Крымский сезон 2018 года спас именно Владимир Путин, принявший решение досрочно открыть Крымский мост, именно благодаря этому решению произошло увеличение турпотока, автотуристы стали заполнять западное побережье, чего не было последние несколько лет, но за это пришлось расплачиваться большими пробками, как на трассе, так и в самих курортных городах и посёлках.
За 3,5 месяца после открытия Крымского моста его пересекли в обоих направлениях 2, 3 млн автомобилей, в августе 845 000, в пиковые дни проезжало свыше 33 000 автомобилей. Это серьёзные цифры и жёсткий аргумент для тех, кто утверждал, что мост не нужен и это только начало, в следующем году ожидается увеличение трафик в летние месяцы на 10-15% после открытия трассы Таврида.
Сезон 2017 года показал спад по сравнению с 2016 годом на 15%, сейчас срелний прирост оценивают около 30% по сравнению с прошлым годом и в основном за счёт автотранспорта. Объективно можно говорить, что в этом году количество туристов составит около 4-4,5 млн человек, что тоже не мало. Большинство средств размещения в июле и августе были полностью забиты. Сентябрь тоже обещает быть хорошим по сравнению с прошлым годом, если погода не подведёт.
Важно ещё понимать не сколько было туристов, а сколько они дней провели на полуострове. Чиновники берут прошлогоднюю среднюю цифру в 10-12 дней и счастливы, но это не так. В этом году мы наблюдали другую историю, когда приезжали из Краснодарского, Ставропольского краёв, Ростовской области на 2-3 выходных дня. Это тоже туристы, но их вклад гораздо меньше, чем тех, кто приехал на 2-3 недели.
Неправильный подсчёт как в меньшую, так и в большую сторону это плохая история, так как она не позволяет выстроить правильную модель развития и потребления услуг на следующий сезон.
В Крым сейчас едет не самый денежный турист, а в этом году тем более. Люди вскладчину на автомобиле добираютя до Крыма, снимают жильё, а дальше начиналась тотальная экономия. Именно этот факт отмечают многие представители крымской туротрасли, рассказывая об экономии россиян практически на всём— на питании, сувенирах, экскурсиях. Лично я не вижу в этом ничего страшного, действительно, у людей стало меньше денег, многие приезжают в Крым уже не в первый раз и успели накупить сувениров, и посетить многие экскурсии. Вот чего туристам катастрофически не хватало ине хватает, так это чистого моря и спокойствия на загаженных, шумных набережных. Одна моя собеседница из Москвы так и сказала – «Местные не понимают, что мы едем из городов за морем, тишиной, пейзажами и природой, мы хотим просто отдохнуть от города и навязчивого сервиса». Я полностью с ней согласен, но увы, местные власти и предприниматели этого не понимают и предлагают туристам в самом центре Коктебелевского курорта «Международные чемпионаты по стриптизу»!!!. Продажа билетов и реклама сего мероприятия девочками-участницами начинается задолго до его начала прямо на центральной улице и на это безобразие смотрят малолетние дети, а полиция и местная администрация не предпринимает никаких мер.
Это не значит, что курорты должны быть тихие и скучные, но основной сейчас запрос именно на качественный и спокойный отдых с элементами активного. Огромным спросом пользуются морские прогулки на каяках, SUPах, походы по горам и различным интересным маршрутам.
Я регулярно пишу, что у Крыма до сих пор нет целостной концепции развития. Много теоретических размышлений, но то, что делают крымские чиновники совсем далеко от этих разговоров. Что такое Крым? Это курорт, здравница и экология или промышленная зона?
Додуматься одобрить инвестпроект цементного терминала в морском порту, в самом центре Феодосии, это просто высший пилотаж тупости и жадности некоторых крымских барыг во власти.
После серии скандалов и протестов удалось от этого счастья отбиться, но у кого-то же возникают такие бредовые идеи? Что интересно, от терминала отказались, но вот те, кто упорно проталкивал этот проект не получили даже выговора от Аксёнова. Таких примеров много, один из самых ярких последних примеров это экологическая катастрофа на севере Крыма, когда кислотное облако из кислотных накопителей завода накрыло огромную территорию вокруг Армянска и Красноперекопска. Пострадали люди, на металлических предметах появилась ржавчина, погибли деревья и растения.
Ещё непонятны последствия этой истории и какой был нанесён ущерб здоровью людей и их имуществу, но Крымские власти не остановили выявленного виновника этой истории завод «Крымский титан». Поступает информация о повторной химической атаке на население и их имущество, но в ответ тишина чиновников.
Так о каком развитии туристического Крыма может идти речь, если властям Крыма это нужно на словах и для отчётности, да и то в виде дутой цифры количества людей пересёкших административную границу Крыма?
Чего нам дальше ждать от Крымского туризма в 2019 году? Прогнозы хорошие, но боюсь, что крымские власти опять не смогут подготовиться к сезону. В декабре этого года планируется открытие трассы Таврида и запуск железнодорожного сообщения к маю 2019 года. По довольно скромным оценкам ожидается прирост турпотока не менее 15%, а это может быть полная катастрофа для местной инфраструктуры – связи, водоснабжения, канализации, внутренней логистики, парковочного пространства и пляжных территорий. В этом году мы уже были свидетелями транспортного коллапса, когда народ просто зверел от пробок на трассе и невозможности припарковаться, и передвигаться в населённых пунктах.
Самый простой вопрос, на который до сих пор ни ответа, ни тем более решения, а только одни разговоры – что делать с дерьмом, которое в этом году, как и прошлом банально сливалось в море? В Крыму не построено за эти годы ни одного очистного сооружения, а это был вопрос номер один ещё с украинских времён. Самое интересное, что есть возможности федерального бюджета, но крымские чиновники до сих пор не могут договориться, кто будет пилить деньги на дерьме.
Если убрать негативные моменты, то надо признать, что с возвращением Крыма в Россию туристическая отрасль уже восстановилась и получила мощнейший качественной толчок в своём развитии. Самые сложные годы были 2014-2015, когда многие просто не понимали своих перспектив, но были вынуждены конкурировать друг с другом за счёт повышения качества услуг, снижения цен на жильё и формирования новых интересных, комплексных предложений.
Благодаря развитию внешней логистики мы вплотную подошли к вопросу если не круглогодичности крымского туризма, то к расширению сезона. Именно это позволит снизить цены на проживание и добиться более качественного сервиса.
Считаю, что в этой туристической истории не хватает пару последних штрихов, а именно полной смены команды тех, кто оказался неспособен развивать крымский туризм, особенно в последний год. На высоких постах мы видим бестолковых девочек и мальчиков, поставленных кремлёвскими пропагандистами и гЭроями Крымской весны, которые гробят многие важные направления. Их в шею гнать надо, а они ещё зарплату получают.
После соединения Крыма и Краснодарского края мостом, следует подумать о том, чтобы комплексно развивать эту территорию не местечковыми князьками и бездарями, которые просто неспособны думать честно и масштабно.
Тем временем, в Крыму бархатный сезон и он прекрасен. Тёплое море, много недорогих фруктов, цены упали и стало гораздо меньше туристов. Это время для тех, кто понимает толк в отдыхе.