"На равных с частными". Новый директор "Киновидеопроката" - о конкуренции и доходах сети
«Я теперь почти каждый день в кинотеатре». Ровно три недели назад главный идеолог столицы Павел Скалабан был назначен директором «Киновидеопроката». AFISHA.TUT.BY встретилась с управленцем, чтобы обсудить планы и то, как прошел для проката год после гибели предыдущего директора Юрия Чечукевича.
Окна кабинета Павла Скалабана выходят на яркую фактурную стену. Узнаём: на ее фоне бежала героиня фильма «Хрусталь» Веля. Интересуемся, успел ли директор кинопроката посмотреть белорусский фильм-сенсацию.
— Обязательно. Интересное кино, как по мне, зрителям нравится и успешно идет в прокате.
— Отсюда такое щедрое расписание по кинотеатрам (9 сеансов в будние дни и 11 — в выходные. — Прим.авт.)?
— Да, мы посмотрели, как кино пошло, и решили усилить его представленность в кинотеатрах.
— Как «Киновидеопрокат» может поддерживать белорусское кино? И должен ли?
— Думаю, должен, потому что не так много вообще организаций, которые могут его поддержать. Так что кто, если не мы. К слову, в ближайшее время у нас будет несколько проектов с «Беларусьфильмом», но об этом вы узнаете чуть позже.
— Вы делите белорусское кино на «Беларусьфильм» и остальное?
— Думаю, что нет. Если кино хорошее, то мы его поддержим.
«Победа» — «Мiнскай спадчыне», на Каменную Горку планов нет
— Вы всего пару недель в должности. Расскажите, за какой первый вопрос в роли генерального директора вы взялись?
— Первым делом я объехал с коллегами все кинотеатры сети, обошел все от подвала до чердака и познакомился с хозяйством. На балансе 13 зданий, и мы отвечаем за каждое.
— Какие проблемы для себя отметили?
— Текущие ремонты, поддержка зданий в нормальном состоянии. Хочу сказать, что в кинотеатрах должно быть удобно зрителю: в зале, в холле, в кофейне и на прилегающей территории.
— Раз уж заговорили о ремонтах. В 2017 году в интервью нам Чечукевич говорил о планах по реконструкции кинотеатров «Москва» и «Октябрь». Что с ними сейчас?
— Оба кинотеатра требуют капитального ремонта и переоборудования: тому же кинотеатру «Москва» 38 лет. Сейчас однозальные кинотеатры с посадкой на 700 и 1186 мест соответственно, мягко говоря, не самые прибыльные в сети. Но мы пытаемся с ними работать.
— Тогда же мы обсуждали и проблему однозальных кинотеатров. Что может сделать кинопрокат, чтобы «однозальники» не висели балластом на предприятии? Я так понимаю, эти кинотеатры — самые нерентабельные?
— Да, с точки зрения рентабельности и бизнеса «однозальники» — сложная тема. Что делать? Вести проектную деятельность. Расскажу на примере того же кинотеатра «Москва». На сегодня в нем проходят «Ночи кино», «Cinemascope: Restart», белорусские уикенды. Таких проектных показов в месяц в «Москве» пять-семь, но они дают около 20% всей месячной выручки.
— Среди крупных «однозальников» есть еще «Дом кино». Он может стать площадкой для подобных проектов?
— Мы как раз сейчас об этом думаем. Хотим, чтобы у кинотеатра появилось свое лицо. Обещаю, что недели через две мы анонсируем новые проекты для этого кинотеатра.
— А что касается кинотеатра «Победа»? Сроки реконструкции уже сдвинуты на полгода (по проекту планировалось сдать кинотеатр в апреле 2018 года). Почему все так затянулось?
— Кинотеатр передан КУП «Мінская спадчына», которое и будет выступать заказчиком по его реконструкции. Так что ваш вопрос следует переадресовать туда.
— После реконструкции кинотеатр вернется в ведомство «Киновидеопроката»?
— На сегодня это нерешенный вопрос.
— А вопрос с Каменной Горкой решенный? Его жители пока единственные без кинотеатра шаговой доступности. Какие изменения планируются в этом направлении?
— Пока никаких. Насколько мне известно, на сегодня в ТРЦ Green City, что в Каменной Горке, заявлен частный кинотеатр.
— В свое время такой же вопрос был у жителей микрорайона Уручье. В результате в прошлом году там открылся velcom cinema в Dana Mall. Почему «Киновидеопрокат» упускает конкурентные преимущества и не выходит на новые территории?
— Открываться в Dana Mall, где мы бы были арендаторами, для нас нерентабельно. Мы понимаем, что развивать сеть надо, особенно в новых микрорайонах. Как мы будем в них заходить, подумаем. Сейчас у нас задача модернизировать старые кинотеатры.
«По техническому оснащению и по удобству мы на равных с частными кинотеатрами»
— Как прошел для «Киновидеопроката» прошлый год? Осталось ли предприятие на самоокупаемости как раньше?
— Мы остаемся на самоокупаемости. В целом 2017-й год был неплохим: за год к нам пришло почти 4 миллиона зрителей, а сборы составили около 14 миллионов рублей.
— Материально-техническая база проката позволяет принять 9−10 миллионов зрителей в год. Вы довольны показателем в четыре миллиона?
— Я пришел на эти цифры, пока они для нас — данность. В целом это достойный, нормальный показатель. Это планка, которую мы будем удерживать и стараться преодолеть.
— При этом в пиковый 2013-й год выручка «Киновидеопроката» составляла аж 12 миллионов долларов (против 14 миллионов рублей в 2017 году). Как вы думаете, с чем связано такое падение?
— С появлением конкурентов, конечно. Количество людей, которые ходят в кино, возможно, и не меняется, а выбор, в какой кинотеатр пойти, становится все шире.
— Как кинотеатры сети чувствуют себя в этой конкурентной схватке с частными компаниями?
— Кинопрокатный рынок жесткий, и вы правы, мы уже давно не одиноки. Сейчас такое время, что, как в «Алисе в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Мы делаем акцент на существующих и будущих проектах. Будем показывать больше спортивных и киберспортивных трансляций, как прошедший недавно финал чемпионата по игре в Dota 2.
— Складывается впечатление, что единственное преимущество залов «Киновидеопроката» перед частными — низкие цены. Что вы могли бы на это возразить?
— По техническому оснащению и по удобству залов с частными кинотеатрами находимся на равных. Пожалуй, единственное, в чем уступаем, это в оснащении холлов: кофейни, точки общепита.
— А какой процент кофейни и попкорн занимают в структуре доходов кинотеатров?
— 10−11 процентов. Чтобы вы понимали, около 85 процентов — выручка с продажи билетов на кинопоказы, еще 2−3 процента — аренда и полтора-два процента — услуги рекламы перед сеансом.
«Люблю интересное, небанальное кино»
— Вы пришли в кинопрокат из другой сферы (в прошлом Скалабан — начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи. — Прим. авт.). До назначения на новую должность интересовались кино?
— Как обычный зритель. Пересмотрел все спортивные драмы, которые выходили на столичные экраны. Сейчас вот из последнего смотрел «Хрусталь».
— Какие в целом фильмы вам нравятся?
— Над которыми нужно думать. Люблю интересное, небанальное кино.
— А к радикальным экспериментам как относитесь? К премьерам вроде «Нимфоманки» фон Триера, «Любви» Ноэ или, скажем, запрещенной в России «Смерти Сталина»?
— Спокойно отношусь. В широкий прокат такое кино, как правило, не попадает. А в рамках ограниченных и фестивальных показов — почему нет.
— В какие кинотеатры вы чаще всего ходили до назначения?
— Мне нравится «Берестье», я там недалеко живу. А еще люблю «Центральный» и малый зал «Ракеты».
— А в частных кинотеатрах сетей-конкурентов бывали? Как впечатления от Silver Screen или Falcon Club Бутик Кино?
— Конечно. Хорошие кинотеатры, где удобно зрителю. Но, повторюсь, считаю, что мы конкурируем на равных.