Требования ЕЭК по повышению локализации в автопроме до 50% могут отложить на 2022-2025гг - газета
Требования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по повышению локализации в автопроме стран Таможенного союза (ТС) до 50% могут отложить на 2022-2025 годы, за это выступают Казахстан и Киргизия.
Как пишет в понедельник газета "Коммерсантъ", Астана также хочет расширить сферу действия требования, не ограничивая его режимом промсборки, но Минпромторг и Минэкономики РФ не видят такой необходимости. Параллельно разрабатывается единый механизм подтверждения страны происхождения машин - в его отсутствие возник конфликт Москвы и Минска. Пока все эти нестыковки прямо не влияют на продажи машин, но если стороны не договорятся, ситуация изменится осенью 2019 года.
Речь идет об исполнении решения ЕАЭС N72 от 2014 года. По нему с 1 июля 2018 года для свободного обращения автомобилей в странах союза должны выполняться условия наличия технологических операций по сварке и окраске кузова и уровня локализации производства от 50%.
До этой даты локализация должна была составлять не менее 30%, была также предусмотрена квота в РФ для автомобилей из Беларуси (не более 10 тыс. легковых машин в год). Средний уровень локализации автомобилей местной сборки в Казахстане - 36,5%, говорится в обращении о включении вопроса в повестку заседания Совета ЕЭК.
Источники издания говорят, что Киргизия также просит ЕЭК предусмотреть переходный период до 2025 года. Это подтвердил и заместитель главы комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства инвестиций и развития Казахстана Тимур Нурашев, отметив, что Астана запросила данные по наличию проектов в Киргизии, которые подпадали бы под действие соглашений о промсборке.
Кроме того, по словам Т.Нурашева, решение ЕАЭС N72 распространяется только на концерны, работающие в режиме промсборки, но не других льготных режимах, среди которых он называет "специальные экономические зоны, инвестконтракты, территории опережающего развития в России". "Создаются неравные условия для производителей и конкуренции на пространстве ЕАЭС,- говорит Т.Нурашев. - Мы предлагаем распространить решение на всех, кто работает в льготных режимах".
Сейчас в реестр ЕЭК по локализации (обновлен в феврале) из российских автоконцернов включены лишь "КАМАЗ" и "КАМАЗ-Инжиниринг", также в нем белорусский "МАЗ", казахстанские "Азия Авто" (модели "АвтоВАЗа"), "Сарыаркаавтопром" (Ssang Yong), Hyundai Trans Auto, Daewoo Bus Kazakhstan, СемАЗ (модели "ГАЗ" (MOEX: GAZA) и "ЛиАЗ"). При этом Т.Нурашев уточнил, что не все включенные в реестр казахстанские компании соответствуют требованию о 50%-ной локализации.
Вокруг реестра есть и другая проблема: источники газеты в правительстве РФ и ЕЭК признают, что российские заявки в него зависли из-за споров с белорусской стороной. Ситуация возникла из-за отсутствия единого механизма определения уровня локализации в ТС, поясняет еще один собеседник, знакомый с ситуацией.
Вопрос внесения изменений в решение N72 должен был рассматриваться Советом ЕЭК 24 августа, но, по словам источников газеты, заседание отложено на неопределенный срок из-за перестановок в правительстве Беларуси. При этом перенос сроков повышения локализации обсуждается, параллельно ЕЭК и ведомства стран ТС прорабатывают единый механизм подтверждения страны происхождения, сообщают собеседники, знакомые с ситуацией.
В свою очередь, в Минэкономики РФ заявили, что не поддерживают изменение сроков достижения 50%-ной локализации, отметив, что неоднократно сообщали о своей позиции ЕЭК. У России нет проблем с выполнением требований: уровень локализации производства "90% моторных транспортных средств превышает 50% и уже приближается к 60%", заверили в министерстве. В проработке единого механизма расчета локализации Минэкономики РФ не участвует. В Минпромторге РФ также не считают нужным вносить в решение N72 "какие-либо изменения или дополнения", там говорят о локализации в автопроме РФ на уровне более 55%.
На практике сегодня ограничение свободного обращения из-за отсутствия концернов в реестре не работает, отмечают источники газеты. Но ситуация изменится после перехода на электронные ПТС с 1 ноября 2019 года (решение ЕАЭС N87 от 2014 года привязывает реестр к ЭПТС). Партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин подтверждает, что после перехода на ЭПТС несоответствие требованиям по локализации не позволит свободно вывозить автомобили в другие страны ТС.