«Забыть о проблемах мне помогал алкоголь…»
Хмельное всегда
протягивает нам руку,
когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем,
когда мы утомлены.
Но обещания его лживы:
физическая сила, которую оно обещает, призрачна, душевный подъем обманчив.
Джек Лондон.
Если ты… периодически засыпаешь пьяная на лавочке, потому что не в состоянии дойти до дома… А серость твоей жизни может скрасить лишь спиртное… И у мужа, а также близких родственников к твоему одному только виду – стойкое отвращение… Если алкоголь в твоей жизни стоит на первом месте, и ты сама не знаешь, чего хочешь и есть ли выход, – читай эту биографию.
Как все начиналось
Лиля не была трудным подростком. Проблем в общении с родителями и сверстниками не возникало. Но девочка, как упавшее с дерева яблоко, оставаясь обычным ребенком снаружи, постепенно, незаметно для окружающих, становилась «темнеющей» изнутри личностью. Не хотелось подростку казаться белой вороной и отставать от компании ровесников… В том числе и по части совместного распития еще неразрешенных в силу возраста напитков. Ей, девочке из приличной семьи, в стайке друзей, имеющих богатый опыт и сложные отношения с отцами и матерями, хотелось раствориться, почувствовать себя своей, нужной и такой же: сложной, эмоционально отверженной, отделенной от мира детей и взрослых… Не понимала тогда Лиля, на какую дорожку вступает… Как и не знала, что большинство ее товарищей втайне мечтают жить с такими родителями, как у Лили, а не отрываться на дискотеках и в пьянках, пытаясь заглушить сильнейшую боль… Боль детской души.
К 30-ти «сидела» плотно
После школы девочка поступила в училище, где познакомилась с будущим мужем. Через год, в 1996-м, влюбленных порадовало рождение дочери. А уже в конце 90-х Лиля, как и многие женщины с «экономической» хваткой и не обремененные моральными нормами, начала возить в Польшу спирт и сигареты. Постоянный стресс, длительные очереди на границе привели к тому, о чем читатель уже, вероятно, догадался. Тем, чем травила других, начала травить и себя. Лиля стала понемногу выпивать. Сначала, чтобы расслабиться. Начиналось это, в переводе на граммы, с 50-100. Организм, как известно, после периодического употребления требует повышения дозы… 150-200. Вскоре Лиля научилась похмеляться: чем заболела, тем, как говорится, и лечилась. И уже к тридцати годам моя собеседница употребляла изо дня в день. Муж, не выдержав, бросил ее, дочь по очереди воспитывали бабушки. Нигде не работая, тем не менее, Лиля всегда находила средства на спиртное и сигареты. Единственное, что ее могло остановить от всех тяжких, это страх быть избитой и изнасилованной. В компании с незнакомцами, такими же потерянными по жизни, как она, Лиля старалась выпивать в людных местах, максимум, прячась с собутыльниками за ближайшим углом… Сдерживали женщину от шумных «мероприятий» в притонах, «на хатах», рассказы знакомых алкоголичек, которых до черных гематом и переломов избивали в пьяном виде их же «друзья». А бывало и того хуже…
Не остался незамеченным образ жизни Лили и для правоохранителей города. Женщину периодически привозили в беспамятном состоянии в местный вытрезвитель. Наутро, проснувшись на жесткой койке, моя собеседница не понимала, где она и как тут оказалась. Периодические приводы в милицию (чаще забирали пьяную в хлам Лилю, спящую на лавочках) привели к тому, что она загремела на год в ЛТП для женщин. Имеет место в биографии Лили и судимость за кражу… Воровала все с той же целью – как следует напиться.
Не секрет, что лечебно-трудовой профилакторий мало кому помог избавиться от алкогольной зависимости. Не стала исключением и Лиля. Ту пустоту в душе и разуме, что образовалась за год отбывания наказания, она заполняла умноженной в разы дозой алкоголя. Что не на шутку испугало родственников. Лиля шла в погибель уже семимильными шагами.
Жить оставалось несколько часов…
В центр социальной помощи для людей, попавших в зависимость от алкоголя и наркотиков, женщину пригласил верующий двоюродный брат. У него хватило мудрости без жалости, но довольно деликатно открыть Лиле глаза на ее положение. Ведь женщина понимала, что жизнь проходит, и проходит она впустую, серо, глупо… У неё временами даже появлялось желание что-то изменить. Однако состояние безразличия и мнимое ощущение, что алкоголь решает все проблемы, в очередной раз делали свое черное дело. Лиля просто не видела смысла меняться, лечиться от зависимости. Зачем, если после запоев те проблемы, которые она заглушала алкоголем, восставали на хрупкую женщину с новой силой? И этих проблем с каждым разом становилось все больше.
Брат сказал Лиле, что она может в любой момент уйти из центра. После недолгих раздумий женщина согласилась.
Отмечу, что немаловажную роль в решении Лили сыграл и эпизод с ее очередной госпитализацией. Женщина так «отрывалась» после ЛТП, что в бессознательном состоянии попала в реанимацию. Когда Лиля пришла в себя, врачи уже готовили ее родных к похоронам. Жить ей пророчили не более трех часов. Тахикардия, опущение почек, увеличение печени (в два раза)… Когда больную перевели в терапевтическое отделение, то прогноз докторов увеличился на срок от трех месяцев до полугода.
– Терять мне было нечего, и я решила пойти в христианский центр, – делится в телефонном разговоре Лиля.
Сейчас у нее, бывшей алкоголички, совершенно другая жизнь. У Лили восстановилось здоровье, что врачи иначе как чудом не называют. Первым из родственников женщине позвонил отец, вскоре и все родные начали общаться с ней, в том числе и дочь. Те проблемы, от которых долгие годы Лиля пыталась спрятаться за бутылкой, кажутся ничтожными.
– В моей голове постоянно было то, что надо выпить, мысль «тебе станет легче». Но это – самообман, таким образом я просто убегала от проблем, но их становилось все больше и больше. Одной из причин было одиночество, а также желание иметь в жизни что-то большее. Но эти проблемы такие мелочные, что сейчас мной даже не воспринимаются. Будь ты алкоголик или начальник, у любого есть проблемы, и когда человек не может решить их, он ищет что-то, что поможет. Я же думала: «Ай, лучше взять и напиться!» – это был лучший из вариантов. И если у меня появлялось то, что я хотела, сразу возникало желание это дело отпраздновать. И все мои пути сводились к тому, что надо выпить. В то время все праздники у меня ассоциировались с алкоголем.
Сейчас Лиля трудится в Доме милосердия, ухаживает за проживающими там престарелыми людьми. Свою помощь людям расценивает как обязанность, данную ей Богом:
– Ведь если Иисус Христос любит всех людей и, будучи на Земле, исцелял и поступал милосердно со всеми, кто к нему приходил, не глядя на положение, то кто я такая, чтобы отказывать окружающим в своей любви и милости? – делится Лиля в беседе.
А жизнь, проходящую в алкогольном беспамятстве, постоянных долгах и презрении окружающих, изменить можно. О чем свидетельствует рассказ бывшей алкоголички Лили… Ныне – сестры милосердия.
ФОРМИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Потеря дозового контроля. Принимая спиртное, женщина не может остановиться. Каждая встреча с «зеленым змием» заканчивается сильным опьянением.
Потребность опохмелиться (абстинентный синдром). Здоровый человек, случайно «перебравший» или отравившийся алкоголем, наутро испытывает сильное отвращение даже от запаха алкоголя.
Потеря способности ощущать радость жизни без алкоголя. Ищет любой повод выпить, придумывает новые поводы сама. Запои возникают чаще всего именно на этой стадии.
«ПРИЗНАКИ» АЛКОГОЛИЧКИ
Преждевременное старение.
Огрубение голоса.
Агрессивность, лживость, раздражительность, нервозность, эгоистичность.
Пренебрежение семейными обязанностями.
Сексуальная распущенность. С чужими ведет себя кокетливо и простодушно, в то время как в близких людях начинает видеть злейших врагов, винит их во всех бедах. Пытается завести новые знакомства, «излить душу» посторонним, часто стремится привлечь к себе внимание вызывающим поведением.
У алкоголички часто меняется настроение.
Потерян контроль приема алкогольных напитков, запои, похмельный синдром, повышенная толерантность к алкоголю.
Если не принимать мер по лечению, возникают проблемы с ЦНС – тяжелые психические отклонения.
Отмечаются провалы в памяти.
Гинекологические проблемы, бесплодие, истощение нервной и эндокринной систем, поражение плода при беременности или при зачатии.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА БЕСПЛАТНОЙ ПОМОЩЬЮ
Врач психиатр-нарколог Каменецкой ЦРБ: (801631) 2-50-66.
На базе Брестского областного наркологического диспансера действует реабилитационное отделение. Курс реабилитации – 28 дней, с предоставлением больничного листа для работающих. (801631) 2-50-66.
Центр социальной помощи для людей, попавших в зависимость от алкоголя и наркотиков, (г.Кобрин): +375 (33) 643-2-333 МТС.
Анна СОВПЕЛЬ.
anna.sovpel@mail.ru