Актёр и помощник режиссёра фильма «Чернобыль» Дмитрий Арбенин: туда отправлялись лучшие
Дмитрий Арбенин - молодой российский актёр, играющий в многосерийном фильме «Чернобыль», и помощник режиссёра картины Алексея Мурадова. Он рассказал сайту SlutskGorod о кинокартине, о своём видении трагедии на ЧАЭС и о белорусских массовщиках.
— Сейчас я учусь в Ярославле на режиссуре, Алексеем Борисовичем мы отработали не один проект, и он мне предложил такую практику. Здесь я начинал с нуля, читал книги и статьи, участвовал в подборе мест съёмок, просматривал документальные фильмы и встречался с ликвидаторами.
В книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» как раз прочитал, что в Беларуси каждый пятый человек пострадал от этой трагедии или живёт на заражённой территории.
Дмитрий играет молодого учёного, попавшего в гущу тех событий. И он единственный, кто настаивал разобраться с остатками ядерного топлива в реакторе.
— Если просто накрыть реактор саркофагом, не поняв всё досконально, это может иметь катастрофические последствия, — делится Дмитрий. — Это важная линия сюжета, которая начинается где-то с 8-й серии.
Можно сказать, что фильм «Чернобыль» помимо художественной сюжетной линии должен показать неизвестную многим реальность той трагедии. Дмитрий отмечает, что в те времена, как и сегодня, многие факты о событиях на ЧАЭС умалчиваются.
— Все торопились быстрее отрапортовать о результатах наверх. За счёт чего это было сделано? В том числе и за счёт жизней тех ребят-призывников, которые на крыше лопатами очищали графит. Роботы там не справлялись. И после такой опасной операции в отчетах писали: «пребывание человека на крыше - 2,5 минуты». Но этих данных было не достаточно, ведь в одном месте радиация может фонить 50 рентген, буквально через метр - 200 рентген. И мой герой доказывает, что те ребята, которые побывали на крыше, давно подлежат демобилизации, они все уже инвалиды.
В фильмах, которые я видел раньше, тема Чернобыля была только фоном, обстоятельством сценария. Либо это фантастика с мутантами и окнами в другие миры. Я считаю, что после любой трагедии должно пройти время, чтобы люди могли осмыслить её и понять всю глубину случившегося. Так и здесь, видимо наступает время осознания Чернобыля.
— Работая над фильмом, мы понимаем: разделять те трагические события на «плохо» и «хорошо» - глупость. Идея фильма не может быть пропагандистским плакатом. Когда начинаешь копать глубже, оказывается, что нет ничего однозначного, и идея картины в этом плане сейчас только выкристаллизовывается.
Арбенин считает, что в случае большой беды наши люди всегда готовы отдать за общее благо свою жизнь. Но при этом у нас нет слепого «матросского» геройства, мы всегда чётко понимаем степень риска и идём на этот риск - так это будет показано и в фильме.
То ли в генах славян, то ли ещё что-то... В нас заложена жертвенность, когда чужая беда становится и моей тоже. И я еду туда, и что-то пытаюсь сделать, хотя казалось бы, зачем? Если есть выбор, ты можешь отсидеться, но почему-то для этих людей такого выбора не стояло.
— Чернобыль можно сравнить с Великой Отечественной войной. Когда возникает такая ситуация, будь то война или ещё что-то, туда отправляются лучшие. И, к сожалению, они все остаются заражены - и их, как и ветеранов, с каждым годом становится всё меньше. И они молчат об этом, не кичатся своим подвигом, поскольку сами что-то увидели и поняли. Как оказалось, среди ликвидаторов было много добровольцев, они просто шли туда и делали своё дело... лопатами. И никто тогда не знал об опасности радиации так, как знаем сейчас мы.
Вскользь коснулись и политики. Дмитрий поделился, что ему очень тяжело было наблюдать, как с 2014 года постепенно менялось отношение к российским актёрам в Украине.
— Обидно, что вся эта ситуация произошла. А в Беларуси, слава богу, такого нет вообще. Человеческие связи остались, есть какое-то единство россиян и белорусов, и это всегда чувствуется здесь.
На вопрос о впечатлениях о Беларуси Дмитрий ответил, что сразу наша страна ему совсем не понравилась. Около пяти лет назад артист прилетел из съёмок на Мальте, в Минске шёл дождь, в городе было серо и сыро, а все ближайшие кафе после 19:00 оказались закрыты. И тогда он «поймал» сильную депрессию.
— И я подумал, Господи, как здесь вообще люди живут? И потом долгое время я вообще не появлялся в Беларуси. А примерно год назад Алексей Брисович снимал здесь фильм «Снайпер», и я провёл в Минске два месяца. Тогда меня поразила белорусская часть съёмочной группы, они мне начали показывать разные места, мы побывали на Зыбицкой, съездили на Минское море, в Хатынь, побывали в музеях и театрах.
Тогда всё так здорово сложилось, и с погодой повезло, что моё мнение о стране сразу изменилось кардинально.
Потом Дмитрий с режиссёрской группой занимался подбором объектов для фильма «Чернобыль», объездил всю Беларусь, посетил много небольших городов, и только утвердился в своём хорошем впечатлении.
— Я отвечаю за сцены второго плана, и сразу не понимал, почему мне говорили, что с актёрами массовых сцен будет сложно работать. Блин, они же такие классные! Люди реально болеют ролью, пытаются вжиться, вдруг придумывают сами какой-то сюжет в массовке, показывают определённые взаимоотношения. Они понимают юмор, всегда стараются помочь и не капризничают.
Сейчас съёмки ведутся в Козловичах, в них принимают участие 17 российских актёров. Ассистент режиссёра рассказывает, что местная администрация во всём пошла съёмочной группе навстречу и даже предоставила дополнительные помещения.
— А вчера мы снимали в коровнике, недалеко от деревни, — улыбается Дмитрий. — И вот мы приезжаем на этот коровник, где замечательные люди полностью открыты и во всём стараются помочь. И я у них спрашиваю, как коров подоить... В итоге предложили работнице сняться у нас, потому что профессионал сделает всё как следует, а научить сейчас актёра доить корову - это по-любому будет выглядеть коряво. Она прошла, подключила, подоила - полная отдача! Прекрасные люди в Беларуси.
Slutsk-Gorod.by
Фото: Анастасия Пекарь