"Риск перекусить канцерогенами". Проверили городские яблоки в лаборатории и узнали, можно ли их есть
То, что фрукты в этом году уродили, заметно даже по плодовым деревьям в Минске. Яблоки и груши, шиповник и боярышник можно лицезреть не только в парковых зонах и во дворах частного сектора, но и вдоль улиц и проспектов. Читатель TUT.BY обратился в редакцию с вопросом: можно ли есть плоды с «пропиской» мегаполиса? GO.TUT.BY узнал мнение экспертов и проверил яблоки в лаборатории.
Ученый-сельскохозяйственник: «Плодовые растения в городе высаживают не для питания»
Заместитель директора по научной работе Института плодоводства Национальной академии наук Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук Анатолий Криворот сразу акцентировал внимание на предназначении плодовых деревьев и кустов в городе.
— Их высаживают совсем не для того, чтобы кто-то из жителей потом питался их плодами! — напомнил специалист. — Функция любых зеленых насаждений, во-первых, эстетическая, чтобы украсить городской пейзаж, во-вторых, это естественное средство очистки городского воздуха от пыли и различных вредных газов.
Плодовые деревья и кусты — это фильтры: они, как губка, вбирают в себя значительную часть вредных веществ, среди которых опасные для здоровья частицы тяжелых металлов — свинца, ртути, кадмия, мышьяка и проч. Попадая в почву из автотранспорта, они годами накапливаются, всасываются в ткани растений, а также разносятся по воздуху и оседают непосредственно на созревающих плодах. При этом тщательное мытье и даже срезание кожуры, по мнению Анатолия Криворота, мало что даст — эти токсичные вещества способны проникать глубоко в мякоть, в клетки плода. Чем мягче и тоньше кожица, например у сливы, алычи, тем выше вероятность, что плоды активно напитаются токсичными примесями.
По мнению ученого, если один раз попробовать муниципальное яблочко, вряд ли стоит ожидать тяжелых последствий для организма, но если употреблять постоянно — они реальны.
— Лично мне никогда в голову не приходило есть то, что выросло в городе, — говорит эксперт. — Когда есть альтернатива — вырастить фрукт или ягоду на даче, в деревне, купить проверенную продукцию на рынке или в магазине. Зачем рисковать?
С этой точки зрения эксперт рекомендует отказаться от покупки яблок, груш, слив на стихийных рынках: нет никакой гарантии, что их не собрали где-нибудь у шумной кольцевой.
Медик-клиницист: «Есть риск перекусить канцерогенами»
Врач с 50-летним стажем, профессор кафедры клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Михаил Кевра уверен, что настороженность в отношении фруктов, ягод, лекарственных растений, собранных в черте города, не преувеличена. Но, по его мнению, риски больше связаны с возможностью накопления растениями бензапиренов — химических соединений, которые образуются в результате сгорания автомобильного топлива и которые городские растения поглощают.
— 3,4-бензапирен — один из самых мощных и наиболее распространенных канцерогенов, — рассказывает профессор. — Он обладает способностью накапливаться в тканях человеческого организма, а затем провоцировать развитие онкологических заболеваний.
Михаил Кевра вспоминает, что около 30 лет назад студенты Белорусского медуниверситета в рамках студенческой научной работы проверяли содержание 3,4-бензапирена в шиповнике, который рос в центре столицы, в районе Белгосцирка, и таких же плодов, собранных из деревни Грушевка за кольцевой дорогой (сейчас это уже городская территория — Прим. TUT.BY). Уровень содержания этого опасного вещества оказался значительно выше, чем в шиповнике, собранном за чертой города.
В качестве еще одного аргумента в пользу небезопасности городских плодов профессор Кевра приводит научные исследования по накоплению бензапиренов лекарственными растениями.
— Мне доводилось быть оппонентом при защите посвященной этой теме кандидатской диссертации коллеги из Латвии, — делится опытом. — Было убедительно доказано, что степень концентрации этого опаснейшего химического соединения в растениях напрямую зависит от того, на каком отдалении от дороги оно находится, насколько интенсивное вблизи него автомобильное движение и насколько экологически чист район в целом.
Причем разница в 100−150 метров может иметь решающее значение, подчеркивает профессор. Растения, которые выросли в парке или тихом дворе на окраине города, вполне могут соответствовать допустимым уровням, и даже оказаться чище, чем те, что созрели в деревне, расположенной, допустим, где-нибудь вблизи шумной магистрали.
— Я не сторонник категорического запрета употребления в пищу городских фруктов, ягод и прочего, — говорит профессор. — Но поскольку исследования, которые я привел, со сроком давности, безусловно, прежде чем снимать пробу, нужно проверить плоды в специализированной лаборатории по прописанному санитарно-гигиенической службой регламенту безопасности. Если показатели содержания токсикантов будут соответствовать норме — ешьте на здоровье.
Биолог: «Когда у дорог деревья рыжеют и погибают, о какой безопасности плодов может идти речь?»
То, что городские растения способны активно накапливать опасные примеси из воздуха, подтвердила ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии растений Центрального ботанического сада НАН Беларуси, кандидат биологических наук Галина Булавко.
— Существенной разницы, плодовое это дерево, трава или кустарник, нет, — говорит специалист. — Любые зеленые растения в процессе дыхания поглощают практически все виды вредных газов городского воздуха. Источник частиц тяжелых металлов — промышленные предприятия, где есть цеха по обработке металла, а источник еще более опасного для человека бензапирена — автомобильные выбросы.
При этом, конкретизирует эксперт, частицы тяжелых металлов в основном оседают в почве вблизи источника, поэтому его накопления больше характерны для зеленых насаждений на юго-востоке столицы, где сконцентрированы промышленные крупные предприятия. А вот что касается бензапирена, то его концентрации в растениях выше там, где интенсивнее движение транспорта. Кроме того, само по себе соединение очень легкое, и может «путешествовать» по воздуху с ветром на большие расстояния.
— Сотрудники нашей лаборатории проводили исследования, которые показали способность растений «забирать» бензапирен из воздуха, — говорит Галина Булавко. — Правда, содержание этого вещества непосредственно в плодах не определяли.
Загрязненность городского воздуха вредными газами эксперт считает одной из причин того, что деревья, высаженные в Минске вдоль улиц, рыжеют.
— Если в городе болеют и гибнут деревья, разве можно говорить о пригодности городских фруктов и ягод в пищу? — задает риторический вопрос эксперт. — От одного яблока, конечно же, не умрете, но вообще лучше перестраховаться.
Столичная санслужба: «Никто из минчан яблоки не проверял»
Как сообщили в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии, есть городские фрукты и ягоды можно только после проверки на безопасность. И сделать это может любой житель столицы в «любой аккредитованной лаборатории». В том числе — в лаборатории центра. Правда, пока эта услуга не пользуется спросом: «В текущем году «заявлений от физических лиц на исследования плодов и ягод не поступало». Минчане изъявляли желание только «проверить мед, приобретенный на ярмарках».
Как яблоки проверяют на безопасность
Корреспондент GO.TUT.BY стала первой, кто проверил яблоки со столичной пропиской. Благо, поиск образцов не составил труда. На улице Жудро огромная яблоня росла прямо у тротуара, чуть ли не на прохожих спуская свои ветки, а на бульваре Толбухина дерево располагалось в 20 метрах от проезжей части, и периодически дворник сгребал опадающие плоды. Судя по их количеству, желающих сварить из этих фруктов варенье или сделать шарлотку не нашлось.
Наполнив тестовой продукцией два пакета, отнесла их по адресу Петруся Бровки, 13, где находится лаборатория. Тем, кто захочет последовать примеру, стоит учесть, что к образцам для исследования предъявляются определенные требования. Яблок должно быть не менее килограмма на каждую пробу, они должны быть чистыми, без побитых бочков, участков парши и гнили. В противном случае могут «забраковать».
Специалист, принимавшая заявление на заявление, пояснила: для того, чтобы сделать заключение о безопасности, достаточно исследовать их на наличие примесей тяжелых металлов — свинца, кадмия, мышьяка и ртути. На мой вопрос о бензапиренах ответила отрицательно. Современные регламенты безопасности пищевой продукции не предусматривают проверку этого вещества в свежих фруктах, ягодах и овощах. Специалист отдела гигиены питания Анна Новикова объяснила это «отсутствием обоснования для включения в перечень нормативных показателей».
А заведующая отделом организации испытаний центра Мария Гриц высказала уверенность, что нормировать этот показатель в свежих фруктах и ягодах нет необходимости.
— Реальный источник поступления бензапирена в организм человека — это продукты, прошедшие технологию копчения, — отметила она. — Вот здесь нужна бдительность. Содержание бензапирена в копченостях обязательно исследуется в обязательном порядке.
Что показало исследование
Проверка двух образцов яблок на четыре вида токсикантов обошлась в 42 рубля 61 копейку. Результатов ждала неделю. Заключение оказалось неожиданно оптимистичным. Ни в одном из образцов не обнаружено ни свинца, ни кадмия, ни ртути, ни мышьяка. То есть можно делать вывод: плоды вполне съедобны и никакой опасности для организма не представляют. Правда, на вкус яблоки оказались редкая кислятина. Да и мысль о сомнительных бензапиренах не способствовала аппетиту и желанию экспериментировать с приготовлением. Пусть лучше украшают городской пейзаж!