Сутки в поездах и билеты по 50 евро. Как мы ездили на фестиваль в соседней Польше
Мы ездим на зарубежные фестивали, чтобы понять, все ли в порядке с нашими. И, как показывает практика, не все. На сей раз AFISHA.TUT.BY провела в неудобном поезде Гродно — Краков 8,5 часа, чтобы рассказать вам, как проходит один из крупнейших польских музыкальных фестивалей.
Что такое Krakow Live Festival?
В 2006 году в Кракове прошел первый Coke Live Music Festival. Да-да, вы не ослышались. Это был фестиваль, спонсором которого выступала Coca-Cola. Он успешно проходил до 2013 года (даже номинировался как лучший европейский фестиваль на престижную британскую награду), после которого компания-спонсор отказалась от проведения ивента. В 2014 году фест взял перерыв, после чего вернулся в 2015-м в обновленном формате с новым названием — Krakow Live Festival. Организатором по-прежнему выступало концертное агентство Alter Art (организует также такие крупные польские фесты, как Opener и Orange Warsaw Festival), помощь которому предложил сам город. В результате перезапуска на фест 2015 года прикатили такие артисты, как Foals и Кендрик Ламар, в 2016-м — Massive Attack, Sia, The Chemical Brothers, Muse, в прошлом году — Ellie Goulding, Alt-J, Travis Scott, Lana Del Rey и Wiz Khalifa, а в этом — снова Кендрик Ламар, завершающие карьеру и запрещенные в Беларуси Die Antwoord и диджей номер один 2017-го года Мартин Гаррикс. Неплохо, да?
Кто ездит на этот фестиваль?
Пятница, время близится к пяти. 9-й трамвай, один из пяти курсирующих до территории фестиваля, забит до отказа. Кто-то потягивает из бутылки с минеральной водой жидкость, которую затем в спешке запивает энергетиком, кто-то поет (даже по-русски), но большинство просто не выпускают телефон из рук. Молодые, красивые, стройные, в глиттере и без него, пьяные, очень пьяные, но веселые и счастливые.
Магистральное направление краковского фестиваля — хип-хоп и электронная музыка. Соответственно, в этом году сюда съехалось такое количество польской молодежи, что ты в свои 28 мог сойти если не за вожатого школьного лагеря, то уж точно за старшего брата или сестру.
Вот девушка перед нами так укачалась, что уже не может стоять. Она садится на асфальт и снимает бессодержательные, но милые «сторис» в Instagram, пока ее чуть более выносливые подруги прыгают вокруг и подпевают вышедшим на бис Die Antwoord. И если вам все еще рисуется картина быдло-подростков из российских мемов, я сразу оговорюсь: единственный раз, когда наша вера в человечество пошатнулась, был момент, когда парень подошел к дереву справить нужду и не заметил, что с обратной стороны кто-то присел отдохнуть. Впрочем, товарищ справился — и вера в человечество снова вернулась.
Ни одного агрессивного мужчины, ни одной разбитой о чью-то голову бутылки — все прилично говорят по-английски (что в общем-то нечастая история для Польши), знают тексты песен (а вот тут придется оговориться, но несколько позже) и предлагают тебе пройти чуть вперед, если ты ниже ростом.
Но вернемся к текстам. Поющая вместе с артистом толпа — то, за чем многие год за годом и ездят на концерты и фестивали с кумирами. Рэп-концерт в этом случае — особое испытание, даже если вы носитель языка. А если нет — может вовсе обернуться катастрофой вроде тихого зала. Пятница, вечер, с пятиминутным опозданием на сцену выходит главный рэпер современности Кендрик Ламар и начинает свой сет с хита DNA. И если первые строки с Ламаром читает вся толпа без исключения, то к середине трека повторить со скоростью артиста (секунды две?) текст
This how it is when you in the Matrix
Dodgin' bullets, reapin' what you sow
And stackin' up the footage, livin' on the go
And sleepin' in a villa
Sippin' from a Grammy, walkin' in the buildin' — уже не представляется возможным.
Артисты
Суббота, темнеет. На поле то тут, то там видишь девушек с плакатами в кресты, в майках с крестами и с маленькими крестиками на щеках. Прежде чем успеваешь подумать про религиозную секту, вспоминаешь — логотип Мартина Гаррикса. Лучший диджей мира 2016-го и 2017-го года по версии самого авторитетного журнала в мире электронной музыки DJ Magazine выходит на сцену за две минуты до своего сета. Световые эффекты, объемный звук — толпа в экстазе, молодые люди начинают подпевать раскатам электронной музыки на манер «та-та-да-да-та-та-та-да-да-дам», скакать и обниматься. За один лишь этот концерт я пройду 5,5 тысячи шагов почти на одном месте, натру две мозоли и обеспечу своей спине покой и режим «труда и отдыха» на ближайшие пару дней. Но оно того стоит, конечно.
Из «декораций» что у Гаррикса, что у Кендрика Ламара — звуковое оборудование. И пока где-то в концертном зале какой-нибудь Коля Басков возмущается «а где же кареты?», молодые музыканты заставляют толпу вскидывать руки вверх и забыть хотя бы на секунду о треклятых смартфонах. «Голос поколения» Ламар выкатывает всю тяжелую артиллерию (от DNA и Humble до Backseat Freestyle), стоит почти весь сет один на сцене, а ты все равно не можешь оторваться — разве что в моменты, когда заваливаешься в танцы всмятку с соседними ребятами.
Die Antwoord зато позаботились о «заднике» и выкатили на сцену огромные контейнеры, которые солист Ниндзя периодически разрисовывал баллончиком с краской, пока его напарница по группе и жена Йоланди меняла за сценой платья и пуховики. «Kurwa!» — хвастается в микрофон своими познаниями в польских ругательствах Ниндзя. Публика радостно подхватывает.
К слову о лайнапе. При стоимости билета в 50 евро за день и 90 — за два краковский фестиваль умудряется собирать отличную сборку из самых актуальных артистов. Для сравнения: концерт Егора Крида во «Дворце спорта» стоит 54 рубля за танцпол. То есть, представляете, Кендрик Ламар и Asap Rocky по цене всего «двух Кридов». Или вот Лобода — 103 рубля за танцпол. Но о вкусах не спорят, конечно.
Организация и очереди
Воскресенье, полвторого ночи, мы плетемся мимо здания Музея авиации на автобусную остановку. Воображение рисует давку в самых ярких красках: десятки тысяч молодых поляков и мы ломимся в бесплатный автобус, который отвезет нас в центр Кракова. «Wszystko, poczekaj na następny», — раздается голос работника транспортной службы. Уехать с Krakow Live Festival на бесплатном транспорте после многотысячного концерта можно так быстро и комфортно, что ты готов обнять каждого из этих мужчин в оранжевых жилетах.
Четкая работа организаторов на входе и выезде с фестиваля — не единственное, чем фест в соседней Польше может гордиться. В первый день двухдневного феста за час до хедлайнера очередь на вход не занимает и 15 минут. И хотел бы не вспомнить длиннющую вереницу желающих попасть на «Рок за Бобров» этим летом, но не можешь. Досмотр — внимательный, но быстрый. Девушек по традиции проверяют спустя рукава, о чем молодые польки, конечно же, догадываются и прячут то, что считают нужным спрятать. Парней — тщательнее, особенно тех, кто не поленился взять с собой большой рюкзак. И все равно мы вписываемся в положенные 15 — не больше! — минут.
И раз уж больная точка наших фестивалей это именно очереди, занимаем одну из таких за пиццей. На заказ — 2 минуты. Приготовление пиццы в печи на дровах, правда, заняло минут 20 (за посредственную «Маргариту», но о вкусах не спорят). За пивом — толпа, за коктейлями — еще больше. Одна из идей Krakow Live Festival (и здесь они не первопроходцы) — наливать напиток в фирменный стакан из толстого пластика, который стоит 7 злотых (2 доллара) и который (предполагается) вы потом можете вернуть в специальных точках в обмен на свои же 7 злотых. Мы не интересовались статистикой, но судя по толпе, которая двинула на остановку сразу же после последнего выступления, воспользоваться этой возможностью решили далеко не все. Дополнительный заработок для фестиваля и дополнительное время в очереди (для сравнения: на том же фестивале Sziget пиво не наливают, а раздают в жестяных банках. Надо ли пояснять, сколько это экономит времени?). Самое паршивое, что у каждого из трех-четырех фирменных напитков (пиво, коктейли, энергетик) были свои стаканы — в другие не наливали. А это значит: либо ты трижды платишь лишние 7 злотых и таскаешь все три стакана с собой, либо вынужден торчать за напитком только в то место, где тебе выдали тару. Забота об экологии — это хорошо, но в следующий раз подумайте дважды, нужно ли оно вам.
Очереди в туалет отсутствовали напрочь. Удобно расположенные в нескольких частях фестиваля санитарные зоны космических размеров вмещали всех желающих. В общем, больше по нужде и сказать-то нечего.
По ценам считаем:
пиво — около двух евро,
пицца — 5−9 евро,
любая паста — около 6 евро,
бургеры — 5−7 евро,
чипсы Pringles — 2,5 евро.
Вместо заключения
Может показаться, что мы просто не любим свое и восторгаемся европейским. Но дело не в этом. А, например, в том, что когда я еду на фестиваль, я хочу послушать любимых артистов не в очереди в туалет или на вход, а у сцены, хочу чтобы не «лажал» звук, чтобы выступления начинались вовремя, чтобы еда и напитки (в том числе безалкогольные) не заканчивались, чтобы после полуночи было чем добраться до центра города, чтобы при необходимости я могла остаться в кемпинге. Может показаться, что я многого хочу. Но это не так. Если фестиваль без титульного спонсора с билетами по 50−90 евро может это сделать, почему мы всегда ищем оправдания своим «косякам»?
У Krakow Live Festival тоже найдутся свои. Слишком низкая сцена, отчего на уровне звуковой будки ты мог увидеть артиста только если твой рост — метр девяносто. Брендированные пластиковые стаканы (это правда очень неудобно, ребята) и стихийные огромные очереди за коктейлями как следствие. Мало активностей, много службы безопасности. Но все это — решаемая история, хочется верить.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.