Как белорусские мусульмане празднуют Курбан-байрам

Источник материала:  
22.08.2018 21:30 — Разное
Ежегодно мусульмане по всему миру отмечают праздник жертвоприношения. Главный ритуал Курбан-байрам – зрелище не для людей со слабыми нервами.

Как белорусские мусульмане празднуют Курбан-байрам
 Журналисты belsat.eu выбрались в мусульманскую столицу Беларуси, чтобы своими глазами увидеть одну из самых уникальных и древних традиций, которую хранят белорусские татары.

На Курбан-байрам мусульмане Ивья с самого утра идут в мечеть. Праздник жертвоприношения считается семейным. Те, кто работает в других городах, обязательно стараются приехать на молитву, чтобы потом съесть семейный обед.

Это один из самых главных праздников в исламском календаре. Его особенность в том, что в этот день мусульмане по всему миру приносят в жертву животных: быка, барашка, козу или верблюда. Это одна из самых древних традиций человечества, которая до сих пор имеет для мусульман очень глубокий символический смысл. И белорусские татары – не исключение.



«Есть такая история в Коране о пророке Ибрагиме. Во сне пророк услышал голос Аллаха, который приказал принести ему в жертву своего первенца. На утро пророк спросил своего сына, что ему делать. Сын сказал, что он должен послушать волю Аллаха. Дважды Ибрагим пытался принести в жертву своего ребенка, но нож не брал его горло. На третий раз Аллах смилостивился, утопил нож и послал Ибрагиму барашка, которого он должен был зарезать вместо своего первенца. Поэтому сегодня мы приносим в жертву животное в знак богобоязни и смирения Аллаху», – объясняет мула Ивьевской мечети Адам Радецкий по дороге на молитву.

Сегодня в мечети много иностранных гостей – из Минска, Саудовской Аравии, Алжира и Азербайджана. Молитва начинается достаточно рано, в восемь. Для мужчин и женщин существуют разные входы в два отдельных помещения.


В мечети женщины молятся отдельно от мужчин. Фото – Василий Молчанов / Белсат

Во время молитвы голова мужчин и женщин обязательно должно быть прикрытой. Женщины надевают платок, а мужчины нахлобучивают тюбетейку или шапку. Каждый в руке несет сумку или корзинку с угощением. Эта традиция называется «садага», когда жертвуют молитву за умерших взамен чего-то сладкого – конфет, булок, яблок или груш.

Верующие снимают обувь и входят внутрь. Люди едва помещаются в помещениях.

Мулла падает на колени и по-арабски начинает петь суры из Корана. Каждый, кто знает слова, молится вместе с ним. С букетом цветов и конфетами на молитву пожаловал также католический ксендз Олег Янович, который на протяжении трех лет служит в Ивье.
«Здесь такая традиция. Мы приглашаем мусульман на свои праздники. Они приходят к нам на Рождество и Пасху, а сегодня наша очередь. Обычно приходит еще православный батюшка, но у него сегодня исповедь», – объясняет священник.


«Бычок должен быть целомудрен»

Снаружи своей участи ждут бычок и барашек. Так принято: каждая семья в Ивье стремится хотя бы раз в жизни принести такую жертву. Согласно закону ислама, это должен быть барашек, бык, верблюд или коза.

«Обязательно надо не пускать бычка к корове. Но по-разному случается. Бывает, такого черта не досмотреть. Барашек также должен быть чист, – объясняет Давид, который в этом году будет резать бычка.

«Тот, кто будет приносить жертву, должен в течение 10-ти дней поститься. Есть такой человек может только ночью. Категорически нельзя водку пить перед этим, так как это большой грех. Раньше люди, когда постились, то даже воды днем не пили. Выйдет дед на целый день отаву косить в поле, да только губы смочит, а сам не пьет. Вот какие были терпеливые».

«Да и вообще, после того, как из этого жертвенного мяса женщины приготовят или пельмени, или похлебку, или котлеты, то этими блюдами нельзя водку закусывать. Ни в коем случае. И даже если собаке бросишь кость и он ее не съест, нельзя так оставлять. Надо эту кость закопать», – добавляет помощник в нынешнем жертвоприношени Яхья.


«Резать должен человек, который умеет, чтобы не мучить животное»

Часовая молитва заканчивается и люди потихоньку начинают выходить из мечети. Все поздравляют друг друга с праздником, делятся садагой. Мужчины готовятся к ритуалу. Держат бычка около 10-ти человек. Резать должен опытный человек, чтобы по возможности облегчить смерть животного.

«Нужно, чтобы человек умел это делать и мог, чтобы не мучить животное. Вот Давид может, а я-то и курочку зарезать не могу», – говорит Яхья.

«Не жалко Вам бычка?» – спрашиваю у Давида.
«Я с детства видел как это делается. Бычка же растили для этого. Кто-то же должен. Нужно, чтобы мужчины хорошо держали скот, так как кожа на шее толстая – где-то на два пальца. Обычно косой делается три надреза: к себе – от себя – опять к себе», – объясняет мужчина.

Считается, что эта жертва приносится за умершего, чтобы у человеку на том свете всего хватало, чтобы он был там счастлив.

Зарезанного бычка после разделят на 230 равных частей, которые потом развезут соответственно для 230 семей, живущих в Ивье. Из жертвенного мяса обычно делают котлеты, «колдуны» – большие пельмени или «похлебку» – татарский суп, который варится на говядине.

«Говорили раньше деды, что эту жертву они просто раздавали бедным. А у нас уже так заведено, что делим на 230 семей, кто здесь живет. У нас все бедные», – говорит Давид.

«Мы далеко от дома, так хоть здесь отпразднуем, с людьми поделимся. Этот ритуал практикуют все мусульмане. У нас в Азербайджане барашка режут в жертву в каждой семье», – поясняет Хасан.

Как рассказал торговец, они уже 10 лет приезжают в Ивье летом. Как раз в это время в Азербайджане сезон помидоров заканчивается, пока в Беларуси он в самом разгаре. Да и, как оказалось, из Беларуси везти такой товар на торговлю в Россию намного проще и дешевле, чем из Азербайджана.

«Если даже в горле щекочет, то терпи»
Праздник Курбан-байрам длится четыре дня. На второй день праздника ивьевские мусульмане обычно посещают мизар – татарское кладбище. На праздник нельзя работать, особенно в первый день.

«Нельзя конечно. Мы стараемся даже на базар не ездить, но, если должен собрать помидоры, то куда денешься. А некоторые работают. Сына моего из Минска не пустили с работы. Сказали, что уволят, если отгул возьмет. Говорят, что у нас страна демократическая, но ведь это нарушение наших прав как национального меньшинства», – отмечает Яхья.

«Здесь как с начальством договоришься. Если нормальный директор, то пускают. Я позавчера праздновал, а ты сегодня празднуй. В общем четыре дня праздника. Но как получается. Только что тоже пить водку нельзя в первый день. Как отец мой говорил, если даже в горле щекочет, то терпи», – добавляет Давид.


←«Мне нравится копаться в истории»: студенты БелГУТ 13-е лето подряд расчищают подвалы Юровичского монастыря

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика