16 правил крутых презентаций
Как создать крутую презентацию, если ты не дизайнер? На этот вопрос подробно и с примерами отвечают креативный директор рекламного агентства PR3 Дарья Герасименко и стратег Максим Осипов. Для них презентация — важный документ, от которого во многом зависит успех проекта или идеи, которые они представляют клиентам.
— В этом материале мы расскажем о том, как создаем презентации в PowerPoint и Keynote, которые помогают нам продавать свои проекты.
В свое время мы создали руководство по созданию презентаций, и теперь нам не надо обучать новых сотрудников всем фишкам. Шаблон презентации + гайд по ее написанию гарантирует, что любой сотрудник агентства, будь то помощник менеджера или копирайтер-янг, может получить на выходе удобоваримый продукт в слайдах. Вот эти правила.
Правило 0: вы — дизайнер
Если вы способны расставить в комнате мебель, чтобы никто не сломал ногу или удобно распределить предметы на своем рабочем столе, вы — дизайнер. Знания графических пакетов уже вторично. Ваша задача — сделать понятно и удобно. «Красивость» можно навести потом.
Правило 1: не следуйте слепо заданной структуре
Не задавайте жесткую структуру презентациям типа «всегда должен быть следующий перечень слайдов». Структура — это символическая опора, а не несущий каркас. Даже простые презентации лучше делать осмысленно, а не стремиться заполнить пустые слайды. Увы, люди склонны идти по самому легкому пути. Учитывайте это и не предоставляйте возможность расслабляться ни себе, ни другим.
Правило 2: создайте свою структуру
Сделайте в текстовом файле или на листе структуру, согласно которой вы будете вести клиента из пункта А через пункты Б, В, Г, Д к счастливому будущему с вами или с вашим продуктом. А точнее к слайду «Почему эта идея/продукт — бомба, и клиенту стоит остановить именно на ней/нем».
Правило 3: пропорции слайда — 16x9
Формата 4×3 больше нет. Как пейджера, дискет и живых фоторамок.
Правило 4: бренда бывает слишком много
Благодаря убеждению, что логотип должен быть на каждом слайде, в мире появились миллионы перегруженных и тяжеловесных презентаций. Это не так страшно, если у вас 10−15 слайдов. Но если слайдов 50? Крупный логотип в одном и том же месте может воздействовать на ваших слушателей/читателей как овечки перед сном — усыпляюще. Мы призываем не ставить логотип и какие-либо другие повторяющиеся графические элементы на каждый слайд.
Правило 5: краткость — может быть как сестрой, так и злой мачехой
На многих тренингах повторяют мантру, что количество слайдов должно быть как можно меньше. Увы, на практике это часто не работает: получаются короткие презентации с кучей текста на каждом слайде. Делайте столько слайдов, сколько необходимо. Есть только два канона:
1. Один слайд — одна мысль. Если мыслей больше — нужно создавать второй слайд.
2. Если вы собираетесь презентовать лично, то рассчитайте, сколько времени будете говорить во время одного слайда. Очень скучно смотреть на спикера, за спиной которого 15 минут один и тот же слайд.
Правило 6: не повторяйтесь
Не повторяйте заголовки на слайдах, если тема не закрылась на текущем слайде и перетекла на следующий.
Правило 7: будьте опрятны
Если вы размещаете информацию внутри шаблона с тщательно продуманной версткой, то нет ни одной причины в мире нарушить ее. Каждый раз, когда вы будете съезжать, сползать или залезать заголовком на картинку, — в голове читающего/смотрящего презентацию будет лопаться маленький сосуд. Поэтому обращайтесь с сосудами других людей так, как вы бы хотели, чтобы обращались с вашими — ультрабережно.
Правило 8: убирайте лишнее
Если вы не можете внятно и без эзотерики ответить на вопрос «зачем здесь этот красноречивый оборот, иконка или картинка», смело удаляйте ее.
Правило 9: не дайте уснуть
Соседние слайды не должны быть идентичны по структуре построения. Посмотрите на ряд иконок ваших слайдов слева. Если по ним вы не можете найти нужный слайд — нужно что-то менять.
Например, можно добавить где-то картинку, увеличить или уменьшить ее, а то и вовсе удалить. Если у вас получается ряд слайдов с одинаковыми таблицами — разбавьте их картинкой на весь слайд. Это не даст уснуть и облегчит навигацию по презентации тем, кто будет читать ее после вас.
Правило 10: научитесь подбирать картинки
Вы не закрываете джипегом дырку в стене и не иллюстрируете написанное. Вы дополняете ваш текст. Добавляйте в презентации юмор, настроение, эмоцию. Отражайте общий смысл слайда, а не дублируйте самое повторяющееся слово. И не используйте популярные фотостоки, это очень унылое зрелище. Очень! Очень… Потратьте время на поиск картинок. Используйте gif. Это окупится вниманием и аплодисментами в конце.
Правило 11: работайте с цветом
В цветовой гамме презентации, кроме черного и белого, может быть от одного до четырех цветов. Например, в наших презентациях нет фирменного цвета. Мы используем гамму цветов продукта, которому посвящена презентация. Самый активный и доминирующий цвет становится главным, остальные цвета — второстепенными.
Если в вашей презентации больше 5 слайдов — не используйте цветные фоны на стандартных слайдах. Берегите глаза.
Правило 12: не играйте со шрифтами
Выберите один из стандартных шрифтов и используйте только его во всех нужных начертаниях. Красивого шрифта, который вы специально скачали, может не быть у того, кто будет читать презентацию потом.
Правило 13: расставляйте акценты
Если вам нужно выделить слово или фразу в тексте — выделяйте. Но не увлекайтесь. Когда акцентов слишком много — они перестают быть акцентами. Самые важные мысли выносите в цитаты на отдельные слайды.
Правило 14: подумайте о первых слайдах
Когда презентация будет готова, то представьте, что она попадает в папку с десятками подобных. Сделайте так, чтобы при просмотре первых двух слайдов было понятно, о чем она. Это облегчит поиск нужных документов вам, коллегам и партнерам.
Правило 15: слайд «Спасибо» официально запрещается
Пишите что угодно, но не «Спасибо». Выразите свое мнение по поводу брифа. Поставьте фото уставшей и счастливой команды, которая работала над проектом. Напишите «Это не конец». Не сдавайтесь на последнем слайде, проявите еще чуточку творчества и закончите презентацию эффектно.
Образовательный проект «Бери и делай!» дает конкретные, практические инструменты для развития бизнеса. В проекте выступают лучшие эксперты и практики. Не пропустите все самое полезное — подписывайтесь на материалы проекта «Бери и делай!».