Хапун журналистов: Беларусь восстановила имидж "последней диктатуры Европы"

Источник материала:  
20.08.2018 21:16 — Разное
Сегодня, к сожалению, по многим параметрам Беларусь находится в зоне серьезных рисков, на опасном пути к состоянию страны, о которую «вытирают ноги». Почему так происходит? Кто виноват?

Хапун журналистов: Беларусь восстановила имидж "последней диктатуры Европы"
Кто вытирает ноги о Беларусь?
Что делать, чтобы создать мощную систему защиты от такого статуса, систему страховки от получения статуса failed state? Об этом в свежих «Экономических диалогах» говорят постоянный автор «БелГазеты», руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК и руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО.

ОБЫЧНАЯ ПРОФУРСЕТОЧНОСТЬ ВЛАСТИ



Ярослав Романчук: - На минувшей неделе почти все мировые СМИ писали про Беларусь. Повод - не декрет N8, не технологии блокчейна, не прорыв в цифровую экономику. Все гораздо банальнее - иноСМИ писали, что в Беларуси начался хапун журналистов. Неужели те, кто организовал этот хапун, не понимают, что от этого страдает очень важный нематериальный актив - имидж страны, репутация ее руководства и, в конечном итоге, инвестиционная привлекательность?

Леонид Заико: - У Беларуси долгое время был имидж последней диктатуры Европы. Но благодаря Владимиру Путину мир ахнул и решил, что в России диктатура еще более крутая, а Путин - просто исчадие ада. И Лукашенко ушел на второй план. Так вот, наверху, наверное, решили, что пора восстановить свои позиции и прошлись по журналистам.

Романчук: - Зачем был нужен этот массовый хапун по высосанному из пальца поводу? Логику власти можно было еще понять, когда она закрывала предпринимателей. Их просто дожимали: заплатишь налоги - выйдешь из тюрьмы. Тут на поверхности материальные факторы. А в случае с журналистами есть хоть какая-то логика? Может, хотят отнять бизнес у Tut.by и БелаПАН? Национализация была бы слишком большим пятном на репутации, а вот ударить по журналистам - самое то. Сегодня 60% информации белорусы получают из российских СМИ. Лукашенко на апрельской встрече с представителями госСМИ требовал сделать белорусское телевидение интересным: «Очень прошу вас и жесточайшим образом требую: сделайте телевидение лучше. Чтобы картинка была и подача материала. Чтобы журналист сказал два предложения, но в точку. Я хочу смотреть только свои каналы. Я слишком националистичен в этом плане». По его мнению, достать молодежь из телефонов и компьютеров и заставить читать газету уже вряд ли получится, «но в таком случаем в интернете мы должны предложить им нечто интересное, правильное и объективное». Поэтому с точки зрения диверсификации, чтобы контент был белорусским, логично было бы не щемить Tut.by, БелаПАН и другие независимые СМИ, а, наоборот, интегрировать их в госСМИ.



Заико: - Власть действовала по принципу «Бей своих, чтоб чужие боялись».

Романчук: - Зачем? С одной стороны - «Минский диалог», о котором заговорил весь мир; сессия парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске; Лукашенко задумал «Хельсинки-2»; глава МИД Владимир Макей прикладывает много усилий, чтобы показать Западу, что Беларусь уже другая, европейская страна. И тут оба-на! Хапун. Ощущение, что идет борьба группировок внутри власти. Одна из них решила: мы покажем вам кузькину мать с вашей европейскостью! Это та самая группировка, которая щемит предпринимателей, а также, как говорят инсайдеры, более десяти лет крышевала, к примеру, коммерческие схемы с Минздравом во главе.



Заико: - Это обычная профурсеточность власти. Помните, как герой Василия Шукшина в фильме «Печки-лавочки» говорил: «Профурсетка в штанах… И в шляпе… И в плаще…»?

Романчук: - Можно ли считать, что в результате действий правоохранительных органов о репутацию Беларуси опять будут вытирать ноги?

Заико: - Нет. Белорусские спецслужбы сработали по своим собственным законам и правилам. Чхать они хотели на чье-то мнение.

ГААГА ПО БАРАБАНУ?

Романчук: - Лукашенко недавно в очередной раз заявил, что от работы экономики зависит судьба страны: «Наметили сделать - это должно быть сделано железобетонно. Причина одна невыполнения - смерть. Мы - на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся - значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или об нас будут просто вытирать ноги». Но сегодня инвесторы относятся к Беларуси очень настороженно - государство не выполняет свои обязательства и договоренности. Нынче на слуху «дело о троллейбусном депо». Суть его в том, что в 2003г. российский инвестор ООО «Манолиум-процессинг» получил право на возведение в самом центре Минска, буквально в шаге от пл. Победы, многофункционального комплекса. Инвестиции должны были составить $500 млн. Нужно было только перенести троллейбусное депо. Инвестор согласился на перенос и вложил в это дело около $20 млн. Кроме того, он пожертвовал $1 млн. на строительство Нацбиблиотеки. Однако застраивать площадку так и не смог. Компания подала иск к Беларуси, который рассмотрят в Гааге в 2019гг. Кстати, это не первый иск против Беларуси, поданный в этом году: в конце января российская компания «Гранд Экспресс» начала арбитражное разбирательство в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) из-за конфликта вокруг Осиповичского вагоностроительного завода.

Кредиторы относятся к Беларуси еще более настороженно, в результате чего страна получает слишком дорогие заемные деньги и имеет неблагоприятные условия торговли. Не усугубят ли ситуацию с инвесторами и кредиторами нынешние действия органов госуправления?

Заико: - Что такое $500 млн. за такое прекрасное место, где расположено депо? Копейки. Инвестор отбил бы эти деньги за пару лет. Совсем другое дело, если бы саудовский принц предложил Минску $5 млрд., чтобы построить 16 заводов по производству роботов.

Романчук: - Но договор-то был подписан. Значит, государство должно исполнять свои обязательства, чтобы избежать репутационных потерь. Если Гаагский суд докажет, что Беларусь нанесла российскому инвестору ущерб, то белорусский бюджет должен будет выплатить ему $200 млн.

Заико: - Не будет власть ничего платить. Ее не удивить никаким Гаагским судом.

Романчук: - Кто об кого вытирает ноги: инвесторы об Беларусь, пытаясь очернить ее в мире и забрать свои деньги, или Беларусь об инвесторов, в результате чего они к нам не идут? Беларусь проигрывает по привлечению прямых иностранных инвестиций практически всем странам региона.

Заико: - Ноги вытерли об этих инвесторов, которые за какие-то смехотворные инвестиции в $500 млн. (столько приблизительно стоит одна яхта Абрамовича) решили устроить для Беларуси спектакль с Гаагским судом.

Романчук: - Но цена вопроса $200 млн. Это не такие уж и маленькие деньги. А репутация?

Заико: - Наоборот, нас уважать больше будут.

Романчук: - За что? За то, что кинули инвесторов? Что наши пацаны работают по понятиям, а не по закону?

Заико: - В Беларуси есть такая государственная обязанность - следить за экономической безопасностью. Кому вменено ею заниматься с 1995г.? КГБ. Вот пусть КГБ сначала разберется, кто кого обидел и кто кому должен $200 млн., а потом уже - Гаагский суд.

ПРОХОДНОЙ ДВОР ДЛЯ ИДЕЙ-ПОГАНОК

Романчук: - Такие проекты, как СЗАО «Белджи», модернизация ОАО «Красносельск­стройматериалы», Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» и Светлогорского целлюлозно-картонного комбината реализуются не за белорусские деньги, а за китайские. И только в конце цепочки стоят белорусские налогоплательщики.

Не кризис ли это самоуважения? Почему белорусы превращаются в аборигенов, которые за пресловутые «бусы» готовы оправдывать и терпеть людей, организации и институты, которые вытирают о них ноги?

Заико: - В 1991г. немецкие товарищи готовы были выделить Беларуси кредит на $10 млн.: мы вам кредит - вы покупаете наши комбайны, трактора и другую технику. То есть они предлагали так называемый связанный кредит. В Беларуси тогда не знали, что это такое. А это зло огромнейшее.

Романчук: - Помню, чехи предложили Беларуси аналогичный кредит. Только на выделенные деньги мы должны были покупать чешское зерно. Но цена на него оказалась такой, что наш хлеб был чуть ли не в 2 раза дороже, чем в соседних странах.

Заико: - А теперь китайцы дают нам связанные кредиты.

Романчук: - Ни одна уважающая себя страна не позволит инвесторам так помыкать собой.

Заико: - В Беларуси не хватает опытных людей. В 1930-х гг. была мысль сделать Беларусь Еврейской Советской республикой. Если бы сделали, то никто бы к нам сегодня не сунулся с дурацким предложением про связанные кредиты.

Романчук: - Наличие в Беларуси таких органов, как Национальная академия наук, Академия управления при президенте, ВАК я считаю издевательством над Беларусью, так как люди, которые там работают, в своем высокомерии и тщеславии делают все, чтобы наша страна пребывала в состоянии аборигена - ­интеллектуального, культурного, экономического.

Судя по тому, как наши органы госуправления радуются кредитам и дешевым ценам на энергоресурсы, именно эти структуры являются идеологами-пропагандистами, теоретически обосновывающими необходимость нашего унизительного положения, так как по сути это факторы, которые сдерживают рост и развитие Беларуси.

В идеале они должны были бы быть мощным интеллектуальным, научным барьером на пути опасных, вредных, разрушающих страну идей. У нас же качество государственных научных и идеологических институтов такое, что Беларусь превратилась в проходной двор для идей-поганок, институтов-мухоморов и заразных штаммов в виде госпрограмм.

Заико: - Все эти структуры - атавизм, никому ненужные хвостики, которые нужно отрезать. И как можно быстрее. Но власти трудно расстаться с ними - там же убеленные сединой старцы со званиями и должностями.

Романчук: - Мы с вами уже как-то говорили про Академию управления. Так вот, после этого Лукашенко потребовал там «полностью перевернуть систему образования»: «С 1 сентября в Академии управления не нужных в управлении людей быть не должно». Аналогичные требования у него к БГУ: «Надо его подымать на ступень выше, чем есть на самом деле».

Очень важно, чтобы об интеллектуальную элиту не вытирали ноги. К сожалению, сейчас не она представляет Беларусь, не она является законодателем правил воспитания подрастающего поколения элиты, не она дает матрицу и выдвигает требования полисимейкерам.


Вы говорите, что Академия наук - это атавизм, ненужный хвост. Но этот хвост, вместо того чтобы отвалиться, виляет собакой. Помните, говорили про человека: шляпа? Так у нас академики и доктора социальных, гуманитарных наук в большинстве своем - ходячие хвосты. Они постоянно заседают, пишут какие-то космические аналитические записки. Почему к ним, а не к нам с вами, обращаются за рекомендациями чиновники? Ведь это может привести к тому, что Беларусь станет страной, об которую будут вытирать ноги инвесторы, авторы современных технологий и даже наши партнеры из соседних стран.


←Определились финалисты Кубка Руслана Салея

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика