Геннадий Федынич: Сложно придется и новому правительству, и народу
20.08.2018 17:56
—
Разное
Лидер профсоюза РЭП Геннадий Федынич прокомментировал "Белорусскому партизану" кадровые перестановки в Совете министров.
- Руководитель в стране один, власти у него достаточно; хорошо, если он готов пожертвовать одним правительством, назначив другое, чтобы люди зажили лучше. Действие проходило жестко, беспринципно, не разбираясь – в результате субботних разборок назначены новый премьер-министр и его заместители.
В правительство пришли молодые руководители. Вопрос в другом: смогут ли они изменить экономику страны, не меняя курс страны?
Если правительство получит необходимые полномочия, будут инициировать соответствующие законы (например, закон о собственности на землю, о приватизации госпредприятий, которые не способны платить налоги за гектары пустующей земли, за пустующие здания: только за этот год предприятия сократили 260 тысяч человек – производство скукожилось), тогда получим полурыночное правительство.
Но есть опасность, что полурынок и останется полурынком: рынок либо есть, либо его нет. Хватит ли у молодых амбициозных (амбиции – нормальное явление) руководителей силы воли убедить главу государства сменить курс развития? Иначе снова останемся у разбитого корыта.
- С точки зрения карьеры, все назначенцы получили серьезный карьерный рост. Например, министр промышленности является хорошим менеджером, но одного этого мало. Ведь Владимир Семашко, «красный вице-премьер», как его называли, всю свою жизнь выбивал для госпредприятий кредиты, являлся главным лоббистом госпредприятий перед премьером, президентом и Россией.
Будет ли так действовать новый министр промышленности? Сомневаюсь, потому что надо изначально работать внутри этой системы и хорошо знать ситуацию в госсекторе изнутри. Смогут ли директора предприятий сказать новому министру всю правду, как говорили прежнему министру Вовку и Семашко?
Обновлять кадры – хорошо, но обновление кадров должно сопровождаться новой экономической политикой. Народ не поймет косметические преобразования, которые не почувствует на своих кошельках. Вот это самое опасное, что может быть.
- Разгон старого правительства состоялся после поездки Лукашенко в Оршанский район. Орша – причина или повод для кадровых перестановок?
- Несомненно, повод. Я в свое время не один раз ездил на завод «Техника связи» (раньше предприятие входило в состав РЭП) в Барани, где показали бардак. Так любое предприятие большое покажи – то же самое происходит.
Если свободные помещения не сданы в аренду – значит, находятся в таком же состоянии, потому что нет денег на их содержание. Нужно продавать, приватизировать, чтобы производственные площади начали работать, приносили прибыль предприятиям и государству.
И дай Бог, чтобы новому правительству удалось стабилизировать ситуацию, что не удалось предшественникам. Сможет ли новый вице-премьер Ляшенко договориться с Москвой о поставках нефти в прежнем объеме (24 миллиона тонн, а не только на нужды Беларуси и реализацию совместных проектов, как предлагают в России)? Если договорится – это плюс экономике Беларуси.
- Тогда в чем заключается реальная причина замены правительства?
- Все говорят: ситуация в Беларуси стабильна. Не стабильна. Прекрасно понимает и президент, что реальная картинка отличается от той, которую ему показывают. Чтобы направить белорусскую экономику в рыночное русло, нужны люди совершенно новой формации, которые знают, что надо сделать и что в результате получится. Если убеждать людей немного потерпеть, то через год народ должен почувствовать плоды терпения – и с пенсиями, и с зарплатами, и с услугами…
Очень тяжело переходить на рыночную экономику, если ты 25 лет получал зарплату, а сейчас придется зарабатывать.
- Единственный вице-премьер, оставшийся в своем кресле, - Михаил Русый, курирующий сельское хозяйство. В чем его преимущества перед остальными?
- Сельское хозяйство – его вотчина, он сам выходец из АПК. Как бы ни было тяжело, но импорт молока, мяса в Россию поставлен на поток, сельскохозяйственная продукция идет на экспорт. По всей вероятности, еще не пришла очередь Русого; если вдруг Россия заблокирует поставки молочной и мясной продукции, кому-то придется отвечать. Если бы Лукашенко съездил не в Оршу, а на какой-нибудь мясокомбинат, и увидел похожую картину – полетел бы и Русый, был бы повод.
- Получается, что кадровые перестановки в правительстве сделаны с оглядкой на Россию?
- Несомненно. В России очень много бизнеса, олигархов, чего нет у нас. Россия, по всей видимости, попросила-потребовала от Минска прекратить клянчить нефть и переходить на рыночные отношения. Посмотрим, как рыночники справятся; вряд ли такое произойдет, что Россия будет давать больше нефти, неся при этом убытки, а Беларусь - получать прибыль (это точка зрения самой России).
Это не рынок – это обман. В Москве скажут: давайте по-рыночному - вы покупаете нефть по мировым ценам. Тогда Минску следует задуматься: а зачем нам «союзное государство», а зачем нам Евразийский экономический союз? Мы же договаривались о равных условиях для субъектов хозяйствования. Так давайте же исполнять договоренности.
Россия заняла прагматичную позицию даже в отношении партнеров по ЕАЭС. Прагматизм заслуживает уважения, если идет на пользу своему народу. Но на уровне большой политики Россия должна делиться прагматизмом – иначе взаимности не будет. И тут качели: белорусское руководство не имеет долгосрочной стратегии выстраивания взаимоотношений с той же Россией, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне.
Можно предположить, что сложно придется и новому правительству, и народу. Хотя хочется верить в лучшее.