Григорий Василевич: Прощание с Николаем Дементеем стало прощанием с эпохой

Источник материала:  
19.08.2018 21:01 — Разное
Сорок дней назад ушел из жизни первый председатель Верховного Совета независимой Беларуси Николай Дементей.

Григорий Василевич: Прощание с Николаем Дементеем стало прощанием с эпохой
О недавно ушедшем от нас Николае Ивановиче Дементее, первом председателе Верховного Совета независимой Беларуси, сказано много. Для молодого поколения известие о его смерти стало своего рода открытием — Николай Дементей давно и прочно занял свое место в учебниках по истории Беларуси.

Его не стало 10 июля 2018 года, сегодня 40 дней. Корреспондент Sputnik Игорь Козлов попросил вспомнить о Николае Ивановиче доктора юридических наук, профессора бывшего председателя Конституционного Суда и экс-генпрокурора нашей страны Григория Василевича. Он возглавлял юридический отдел Верховного Совета с 1989 по 1994 годы, сотрудники которого были в гуще законотворческой деятельности белорусского парламента.

Он был объединяющей фигурой

— Григорий Алексеевич, известие о смерти Николая Ивановича Дементея напомнило одно обстоятельство. В июле 1991 года умер Лазарь Каганович и многие говорили, что это знак — когда уйдет в мир иной последний коммунистический апостол не станет СССР. Сороковой день по смерти Николая Ивановича Дементея приходится на 19 августа — день начала путча ГКЧП в Москве в 1991 году. Не кажется ли вам, что уход Дементея это своего рода некий рубеж, прощание с эпохой?


© ФОТО : ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА Г. ВАСИЛЕВИЧА
Григорий Василевич много лет работал с Николаем Дементеем


— Не будем связывать уход Кагановича с распадом СССР. Это слишком оригинальная версия! Не думаю, что уход Дементея, известного в нашей республике и, полагаю, за ее пределами человека, является неким рубежом. История настолько богата событиями, что всегда, при желании, можно найти совпадения. Настоящее всегда связано с прошлым. Но то, что Николай Иванович Дементей в значительной степени был представителем своего времени, тех ценностей, которые в то время преобладали, несомненно. Ведь абсолютное число лет им прожито в советское время. Большинство из нас это время хорошо помнят.

- Его избрание председателем Верховного Совета БССР в 1990 году нельзя назвать случайным. За год до этого в 1989 году он был избран председателем Президиума Верховного Совета БССР, так тогда называлась эта должность. Понятно, что в то время подобные решения принимались в партийных инстанциях. Почему именно на Дементея пал выбор?

— Видимо, для многих, в том числе и для партийного руководства, он был фигурой компромиссной. Какие были после его выдвижения и избрания председателем Верховного Совета планы на перспективу у руководящей элиты, можно только предполагать. Одно, несомненно, Николай Иванович относился к числу тех руководителей, которые привыкли трудиться с полной отдачей сил. Выборы его председателем Верховного Совета БССР проходили трудно. Но после состоявшегося избрания он старался Верховный Совет настроить на конструктивную работу. В то время найти на этот пост фигуру объединяющую, было непросто.


© ФОТО : БГАКФФД / Е.КОЗЮЛЯ
Председатель президиума ВС БССР Николай Дементей вручает орден "За личное мужество" майору милиции Н. Гаруновичу

За внешней простотой срывалась глубокая личность

- Многие считают политическим недостатком Дементея тот факт, что у него не было опыта работы первым лицом — он всегда был на вторых ролях. Возможно ли было избрание на пост председателя Верховного Совета БССР кого-нибудь из первых лиц — республики или областей?

— Прежде, чем стать первым, всегда кто-то был вторым или третьим… Верховный Совет 12 созыва (1990-1995 годов) состоял из ярких личностей, тех депутатов, которые победили в своих округах, где порой выдвигалось по 10 и более кандидатов и порой амбиции зашкаливали. Николай Иванович в нашей республике, где одним из важнейших направлений было развитие сельского хозяйства (а Дементей его курировал), был достаточно известным человеком в партийно-хозяйственных кругах. Вся его деятельность по форме была партийной, а по содержанию он всю жизнь занимался хозяйственными вопросами — сельскохозяйственными. И успехи в этой отрасли на то время были вполне очевидными.

Внешность Дементея была очень обманчивой. За внешней простотой скрывалась очень глубокая личность с большим трагическим жизненным опытом. Он принадлежал к поколению детей войны, пережил оккупацию, был дважды ранен, был в партизанском отряде. Николай Иванович знал цену жизни.


© ФОТО : БГАКФФД / М.ЖИЛИНСКИЙ
Николай Дементей с группой школьников из Нью-Йорка на площади Ленина в Минске, 1990 год

Работа была не до 18:00

- Вы пришли в Верховный Совет в 1986 году на должность заместителя заведующего юридическим отделом, а затем стали его руководителем. Какая существенная разница была между депутатами, работавшими до 1990 года и теми, кто был избран в 1990 году?

— В ноябре 1986 года прежний председатель президиума Верховного Совета Георгий Таразевич пригласил меня сразу на должность заместителя заведующего юридическим отделом президиума Верховного Совета БССР. Даже не знаю, почему выбор был сделан в отношении меня, скромного кандидата юридических наук. Работа оказалась очень интересной и трудной: началась перестройка, органы власти и общество находились в поиске решений, которые бы улучшали жизнь людей. В тот период в президиуме Верховного Совета уже выстраивалась работа властных структур от лозунгов к конкретным мерам, которые следует предпринять. В октябре 1989 года уже Николай Иванович Дементей назначил меня заведующим юридическим отделом президиума Верховного Совета (впоследствии — секретариата Верховного Совета). К этому времени уже была проведена некоторая реформа конституции БССР, обеспечившая курс на демократизацию политической жизни. Благодарен ему за возможность работать в этом качестве.


© ФОТО : БГАКФФД / В.МЕЖЕВИЧ
Председатель Верховного Совета БССР Николай Дементей и президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев во время подписания договора между странами

Со своей стороны работали над подготовкой юридических документов, выполнением иных поручений председателя с полной отдачей. И работа была не до 18:00. С учетом своего опыта могу отметить существенную разницу между депутатами Верховного Совета одиннадцатого и двенадцатого созывов. Более активными в парламенте, с моей точкой зрения были депутаты, работавшие в период 1990-1995 годов. Это проявлялось не только в выступлениях у микрофонов, но и в том, что не было ни одного проекта закона, в суть которого не вникали бы депутаты. Львиная доля проектов готовилась ими сами, комиссиями. В законотворческом процессе было тесное взаимодействие с Советом Министров. За пять лет, начиная с 1990 года, было принято около 500 законодательных актов, столько, сколько за предшествующие пятьдесят лет. Новое время требовало новых законов. Вот это была работа Парламента и его аппарата! Кстати, все проекты готовились или изучались в юридическом отделе, и никогда депутаты не упрекали меня за высказанные замечания и предложения. Вот это демократия!!! Юрист обязан, если есть основания, высказать замечания по проекту, а вы — политики — решайте!


- Когда Николай Иванович умер, то многие обратили внимание, что один из депутатов того созыва вспомнил старую заезженную пластинку — "трасянку" Дементея, о которой многие сегодня уже позабыли.

— Насколько знаю, большинство вспомнили его добрым словом. Я не вижу здесь темы для критики. Россияне с чувством юмора и уважением относились к некоторым образным выражениям покойного премьер-министра России Виктора Черномырдина. И видели в этом некий притягательный момент.

Замечу, что очень мягкий и последовательный закон о языках был принят 26 января 1990 года предшествующим составом Верховного Совета, который закончил свою работу в 1990 году. Он предусматривал мягкую белорусизацию. Все понимали значимость национального языка. Но радикализм в вопросах языка и в вопросах отечественной истории ХХ века свел на нет все позитивное, что планировалось. Белорусское общество отвергло этот радикализм, подтвердив необходимость двуязычия на референдуме 1995 года. У нас ведь проживают представители почти 140 национальностей.


© SPUTNIK / ЛЕОНИД ПАЛЛАДИН
Михаил Сергеевич Горбачев и Николай Иванович Дементей

Мы все помним, что и Николай Иванович Дементей, и Вячеслав Францевич Кебич, да и многие другие руководители хотели и пытались на уровне публичного общения говорить в зависимости от собеседника на белорусском или на русском языках. В зрелом возрасте, видимо, тяжело было чисто говорить на белорусском языке. Но надо не критиковать за "трасянку", а, наоборот, позитивно оценивать стремление говорить на белорусском языке, даже с ошибками. У нас два государственных языка, а в свое время было даже четыре. Да и судить надо не по словам, а по делам!

"Хроника пикирующей страны"

- Николай Иванович пишет в своих мемуарах, что если бы он был председателем Верховного Совета, то Беловежские соглашения никогда не были бы подписаны. Позволю не согласиться с этим, реальность в то время была такова, что белорусское руководство и степень влияния БССР на интеграционные процессы в СССР была в то время минимальной. В этом вопросе все решалось между руководителями России и Украины, белорусское руководство, образно выражаясь в этой ситуации было "гостем на собственной свадьбе".

— Не собираюсь сейчас "соревноваться" с иными аналитиками по данному вопросу. Но у меня вышло несколько изданий книги "Белорусское государство на рубеже веков". Там были попытки отразить "хронику пикирующей страны" и в какой-то мере причины этого. Склонен доверять позиции Дементея, что такое соглашение он лично бы не подписал. Но к нему Верховный Совет нашей республики "шагал" с лета 1990 года. Как и верховные советы других республик. Кстати декларацию о государственном суверенитете мы приняли восьмыми из 15 республик. А 25 августа 1991 года придали ей статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, чем даже Конституция Республики Беларусь. Не исключаю, что в такой ситуации соглашение могли бы подписать и без Республики Беларусь, но уже не в Вискулях. Кстати, только у Украины были "крепкие" правовые основания для его заключения: 1 декабря 1991 года там был проведен референдум о независимости (своего рода ответ на референдум 17 марта того же года, на котором народ — единственный источник власти — высказался за сохранение обновленной федерации СССР).

Все понимали, что страна распадается и многие считали, что это плохо. Но как остановить это, рецепта не было предложено. Озабочены были повседневными проблемами: нужно было решать, чтобы ходил транспорт, были продукты в магазинах, отапливались дома и многое другое.


© ФОТО : БГАКФФД / В.ШЕЛКОВСКИЙ
Николай Дементей был заядлым дачником: с главным редактором журнала "Хозяин" А. Щербацевичем на свой даче "Дубовая роща"

Он сам написал заявление

- Что явилось причиной отставки Дементея? Кто выступил ее инициатором на тот момент? Почему самая многочисленная фракция коммунистов поддержала ее?

— Причины отставки Дементея кроются в событиях 19-21 августа 1991 года, в его отношениях к этим событиям. Что касается того, почему фракция поддержала это решение, то сам Николай Иванович попросил депутатов освободить его от этой должности. Просьба была удовлетворена.

Думаю, он понимал всю остроту того времени и не хотел ставить в неловкое положение своих товарищей по партии, поэтому сам написал заявление. Помню депутатов, ходивших по кабинетам 24 — 25 августа 1991 и "стращавших" непокорных сдавать партийные билеты. В этой связи достойно проявил себя один из руководителей Верховного Совета, заявив этой группе, явившейся к нему в кабинет: не вы мне партийный билет выдавали, не вам его буду и сдавать.


- И последний вопрос. Кем лично для вас представляется сегодня Николай Дементей? Что это был за человек и каким он останется в истории современной Беларуси?

— Он был представителем поколения белорусской политической элиты с особым типом политического лидерства, сложившегося в Беларуси после войны и характерным в СССР нашей республике. Это были люди внешне достаточно мягкие, но с большим внутренним стержнем, на уровне интуиции они понимали, что в публичной политике не все можно говорить вслух. Их идеологические убеждения и приверженность советским общественным и политическим ценностям базировалась на личном жизненном опыте и карьере. Они были внутренне благодарны той стране, в которой родились и выросли за то, что она дала им возможность пройти путь от самых низов до вершин политической власти. А что касается Николая Ивановича, то ему, как никому другому была присуща внутренняя органичность и адекватность по отношению к самому себе. Но лучше всего, полагаю, его могли понять и разгадать только его родные и близкие. Мы лишь можем что-то предполагать, не более того.


←Машины из России подорожают? Эксперты пояснили степень зависимости цен от курсов валют

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика