В театре Ивар Калныньш играл много, кинороли тоже были. Правда, сам он признавался, что денег все равно не хватало, так что пришлось вспомнить про увлечение музыкой, собрать ансамбль из коллег по театру и отправиться с шефскими концертами по колхозным клубам. «В теплице выступали, да... в конюшнях, где только можно», - рассказывал актер.
«Театр» с Вией Артмане
У него привычка не особо привередничать: то ли детство в многодетной семье сказалось, то ли что-то другое. Это можно назвать и трудолюбием: играть Ивар Калныньш любил и, кажется, стремился сыграть все роли, до которых мог дотянуться. Фильм «Театр», наверное, должен был стать просто еще одной строчкой в его фильмографии. Эта лента, экранизация романа Сомерсета Моэма, посвящалась актрисе Вие Артмане: фильм снимался к ее полувековому юбилею, Артмане должна была стать его звездой. Ей даже доверили выбирать себе партнеров по экрану (и она ткнула пальцем в своего коллегу по театру). А музыку к картине написал Раймонд Паулс. Но обычная в целом роль молодого любовника стареющей примадонны превратила малоизвестного тогда актера в настоящую звезду: он ни в чем не уступил народной артистке СССР.
Русский с дублером
Слава выразилась в увеличении количества громких кинопроектов. Правда, дело портил акцент - общая беда прибалтийских советских актеров. Так что чаще всего Калныньшу доставались роли иностранцев, в которых акцент даже приветствовался. А вот в фильмах «Личной безопасности не гарантирую...», «Не стреляйте в белых лебедей» или «ТАСС уполномочен заявить» его приходилось переозвучивать.
Еще Калныньш жаловался на то, что его начали активно зазывать на роли героев-любовников. «Мне стали предлагать похожие роли какое-то время... Я даже испугался, думаю: «Только такие салонные истории и буду играть, тогда как надо бы что-то такое яркое сделать в другом жанре», - рассказывал он.
Но актером одного амплуа он не стал. Он даже эти роли играл так, что за них было вовсе не стыдно, - как, допустим, в «Зимней вишне» Игоря Масленникова.
«Очень хочется»
У Ивара Калныньша, пожалуй, одна из самых больших фильмографий среди советских актеров из стран Балтии: в ней около ста фильмов. Пик его востребованности приходится на восьмидесятые: он вспоминал, что временами снимался одновременно в пяти картинах, работая еще и в театре, и эта нагрузка жутко выматывала. «По-настоящему большого кино не было, может, и не будет уже. А очень хочется», - с горечью признавал актер.
Но последовал развал СССР, за ним - закономерная пауза и во взаимодействии кинематографистов теперь уже независимых стран. У актера в начале девяностых было всего несколько малоизвестных фильмов, в которых он сыграл не самые значительные роли. Калныньш даже пошел в политику и какое-то время был депутатом латвийского Сейма, заседал в Комиссии по культуре.
«Та советская культура вдруг стала никому не нужна. Новому времени требовались новые герои, новые мысли, новая правда», - рассказывал актер в интервью «АиФ».
Потом все наладилось: его стали снова приглашать в российское кино, в основном в различные сериалы. Ролей было очень много, чуть ли не половина фильмографии Калныньша приходится на девяностые и нулевые годы, но выделить какие-то ленты почти невозможно. За исключением, пожалуй, «Тайн дворцовых переворотов», в которых он сыграл генерал-фельдмаршала Миниха: тоже прибалта, который добился высоких постов при дворе русских царей в XVIII веке.
Игорь КАРЕВ, Ольга ИВАШКО