В конце августа в Беларуси в прокат выйдет фильм «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук. Интерес к премьере подогревается тем, что картина получила Гран-при Одесского кинофестиваля, прекрасно зарекомендовала себя на престижном кинофоруме в Карловых Варах, была выдвинута от нашей страны на премию «Оскар».
Дарья Жук родилась в Минске в семье журналистов. Но сознательную часть жизни девушка провела в США, где и получила образование, вернее, два – экономическое в знаменитом Гарвардском и режиссерское в Колумбийском университетах.
Дебютный полнометражный фильм «Хрусталь» Дарья решила снимать в Беларуси: события происходят в 90-х годах прошлого века в только что развалившемся СССР, когда многие находились на перепутье и часто выходом из ситуации видели эмиграцию. Кино создано в копродукции с несколькими странами – это современный подход в продюсировании, который в белорусском кинопроизводстве пока не прижился.
Сейчас у Дарьи Жук приятный период – фестивальный. Буквально на днях состоялась российская премьера «Хрусталя» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге.
- В середине сентября мы покажем «Хрусталь» в Алматы, в конце месяца поедем на фестиваль во Владивосток, где всегда сильная международная программа, - рассказала «АиФ» Дарья ЖУК. – Я практически каждый день получаю приглашения на различные кинофестивали. В начале этого пути, конечно, я сама рассылала заявки на участие, но, как только фильм попадает в конкурсную программу фестиваля класса «А», как в Карловых Варах, это вызывает очень большой интерес, поэтому запросов на просмотр много. Честно скажу, что очень жду возможности представить фильм зрителям в Великобритании, Египте, Азии, США. Но параллельно с фестивальной историей моя команда работает над дистрибуционными сделками: помимо Беларуси, картина уже точно выйдет в прокат в Украине.
Что в планах?
- Успешный дебют подвиг вас к тому, чтобы как можно быстрее взяться за новую работу?
- Я с нетерпением жду того момента, когда смогу приступить к съемкам нового проекта. Но пока я читаю много сценариев из разных стран, которые мне присылают. Незадолго до нашего разговора я ответила по электронной почте потрясающей писательнице из Парижа: она очень хочет, чтобы фильм по ее сценарию, если он меня заинтересует, снимался в Польше.
- Вам может прислать сценарий кто угодно?
- В действительности рассылать сценарии наугад я бы не советовала. Все-таки создание кино – это такая индустрия, где важны дружба, единомышленники, личные отношения. Мне повезло, что мой муж – сценарист, поэтому у нас уже давно в разработке находятся несколько проектов. А незадолго до премьеры «Хрусталя» у меня появился менеджер, связанный с киноиндустрией Голливуда, который занимается поиском талантов, в том числе сценаристов. Недавно он мне прислал несколько очень талантливых сценариев, и я с удивлением обнаружила, что один из них написан моим однокурсником по киношколе.
- Помимо выбора сценариев для будущего фильма, чем еще занимаетесь?
- Скорее всего, я начну преподавать, тем более что я люблю это. Приступлю, как только фестивальная жизнь немного поутихнет. А глобально, конечно, моя задача – двигаться дальше: снимать кино с большим бюджетом и возможностью выхода на международный рынок. Я бы, например, хотела сделать фильм на английском языке – это советская история, поэтому съемки хочу снова провести в Минске.
Виражи судьбы
- Дарья, и все-таки почему вы выбрали режиссуру? В Гарварде перед вами, по-видимому, открывались не менее привлекательные возможности...
- Еще во время учебы в специализированной школе с уклоном по английскому языку в Минске я по примеру друзей решила на год поехать в США по обмену. Мне предлагали получить образование там, тем более учиться в американской средней школе мне было несложно. Я подала документы в колледж – меня сразу приняли и к тому же выделили стипендию. Через два года я перевелась в Гарвардский университет. Экономика была для меня интересна как наука, изучающая поведение человека. Я хотела это понять. Но во время учебы была разочарована тем, что экономисты не очень успешно описывали и предсказывали поведение людей. Занятие драматургией тоже стало для меня попыткой понять человеческое поведение. Я не теряю надежды найти ответ на этот вопрос, получая знания в разных сферах.
Что касается кинорежиссуры, то на курсы я попала за компанию с подругой. И, получается, с 19 лет, как только взяла в руки камеру, влюбилась в то, как делается кино.
- А когда вы уже получали кинообразование в Колумбийском университете, что вас поразило и было полезно больше всего?
- Американская киношкола в целом учит ориентироваться на зрителя. Хотя именно Колумбийский университет считается кузницей кадров для артхаусного кино: там растят режиссера и сценариста в одном лице. Я тоже выбрала этот путь, чтобы укрепить «слабое звено»: понять, как работает драма, как построить структуру истории. Еще учеба запомнилась динамичным ритмом: в первые два года я не успевала ни спать, ни есть. Бывало даже, что перекусывала на лекциях, за что преподаватели ругали. (Смеется.)
Очень важно, на мой взгляд, что преподавали у нас не теоретики, а практики – действующие режиссеры, продюсеры, сценаристы. Поэтому мы были в курсе всех тенденций, держали руку на пульсе того, что происходит в кинематографе. Это был нескончаемый и очень интересный мастер-класс.
Звезды рядом
- Близость к Голливуду подразумевает и близость к реальным звездам с мировыми именами?
- Я не сильно об этом задумывалась, когда училась. Хотя мы довольно часто общались с Натали Портман: она всегда была дружелюбна, интересовалась тем, что я снимаю. Мне, признаться, было немного страшно: что я могу рассказать самой Натали Портман о своем кино? К сожалению, обратная связь между нами потерялась. Нужно будет снова наладить общение.
У меня есть потрясающая подруга – актриса Джордана Спиро, которая сейчас снимается в известном сериале-триллере «Озарк». У нее невероятный послужной список, она и с Николь Кидман работала. Недавно Джордана сняла свое первое кино, и это меня очень вдохновляет. То же самое могу сказать о своем талантливом друге Мэтте Россе, который только что снял фильм с Киану Ривзом в главной роли. Приятно общаться и дружить с теми людьми, которые могут восхищать и вдохновлять. К слову, когда я посмотрела довольно обширный список номинантов на «Оскар» прошлого года, то увидела в нем немало фамилий своих однокурсников, которые сейчас снимают кино в разных странах. То есть все возможно.
- В Голливуде очень большая конкуренция. Как выделиться на общем фоне, чтобы чего-то добиться в профессии?
- Когда я попала в американскую школу, первое, что я вынесла: нужно быть невероятно трудоспособным. Поэтому главное – это упорство, трудолюбие, умение ставить цель и добиваться ее.