Федута: Может, не чиновники виноваты, а тот, кто им невыполнимые поручения даёт?
15.08.2018 19:29
—
Разное
Свои посты потеряли два министра и один председатель райисполкома — таков итог поездки главы Беларуси в Оршу.
Удержится ли в своём кресле премьер-министр, почему чиновники "пофигично" относятся к выполнению поручений Александра Лукашенко и изменится ли что-то в Орше после его отъезда из этого города, в интервью "Еврорадио" рассуждает политолог Александр Федута.
- Возможно ли, чтобы при существующей системе управления чиновники посмели "пофигично" относится к поручениям главы государства?
- Все чиновники в стране назначаются либо президентом, либо с согласия президента. 22 года из 24 лет правления Александра Лукашенко фактически отсутствует разделение на ветви власти. Это означает, что всё, начиная от парламента и судов, и до исполкомов зависит от человека. И если в этом случае люди, которых назначает президент, или даёт согласие на их назначение, пофигистично относятся к его поручениям, то это значит, что не с людьми что-то, а с тем, кто даёт им эти поручения. Потому что, скорее всего, это означает, что они не могут их выполнить. Даже под угрозой снятия с работы, направления на работу в Оршу и даже посадки в тюрьму.
- Два министра потеряли свои посты, стоит ли ожидать, что то же ждёт премьера Кобякова?
- В странах, где правительство отчитывается за свою деятельность только главе государства, руководители действительно могут в любой момент отправить правительство в отставку. Но я не знаю, где он найдёт других, потому что новые будут такими же. Примерно раз в два года повторяется истерика по поводу того, что правительство ничего не делает, а люди в правительстве остаются одни и те же. Даже если их снимают со скандалами, то потом назначают на те же места, а некоторых даже повышают.
- У нас такая короткая "скамейка запасных" чиновников?
- В 1994 году, когда Лукашенко шёл к власти, он говорил, что премьера найти проще, чем доярку в совхоз. Сейчас, возможно, он уже понимает, что премьера найти тяжело. Но "скамейка запасных" на самом деле большая: на ней сидят руководители районных и городских исполкомов, заместители губернаторов и сами губернаторы. И все ждут, что их либо отправят в тюрьму, либо — что передвинут по этой скамье вперёд. Но вопрос не в том, сидит Кобяков в тюрьме или в кабинете главы правительства. Сегодня он сидит там, а завтра там, и от этого ничего для страны не меняется.
- Этот разнос можно считать такой своеобразной подготовкой Лукашенко к будущим президентским выборам?
- Не знаю. Но до той избирательной кампании ещё неизвестно сколько времени.
- Какой результат будет у этого "Оршанского разноса"?
- Когда-то один из наших блогеров отследил, что происходит после того, как президент уезжает из города, который он посещал. Получилась очень смешная картина: он уезжает, и всё остается так же, как и было. И это не зависит от того, насколько "пофигистично" относятся к его поручениям чиновники. Просто поручения даются такие, которые чиновники в сегодняшних условиях не могут выполнить. Или у них нет денег, или предприятия, которые им поручают оптимизировать, чтобы они лучше работали, вообще никому не нужны, и они не могут работать лучше. Или после того, как чиновники вмешиваются в работу относительно хорошо работающих предприятий, эти предприятия начинают работать хуже. И вот это вполне возможно и в этом случае.
- Может ли всё увиденное руководителем страны в Орше подвести его к пониманию необходимости реформ?
- Знаете, я время от времени вынужден смотреть скриншоты из сюжетов Белорусского телевидения. Я смотрю на те лица, которые слушают то, что говорит Александр Григорьевич, и понимаю: какие реформы, вы что? Проще реформировать БЕЛТА, чем провести экономические реформы с этими людьми и под этим руководством.
- Могло ли быть увиденное нами в Орше реакцией Лукашенко на слухи о его инсульте? Мол, какой инсульт, я бодр и работоспособен как никогда?
- У него не было инсульта. А чтобы опровергнуть слухи, показали бы, что он картошку копает, и в этот момент подходит к нему Качанова со свежим номером, он его смотрит и читает отрывок текста из газеты. И этого было бы достаточно.