Виртуальная реальность в обучении: многообещающе, но не всегда доступно

Источник материала:  
15.08.2018 16:40 — Разное

Технология виртуальной реальности сегодня покоряет всё больше различных сфер деятельности, неизменно демонстрируя свои преимущества в любой из них. Издание The Next Web рассуждает о том, чем может объсняться её эффективность в обучении и всегда ли оправдан выбор этой технологии вместо более привычных методов.

Виртуальная реальность в обучении: многообещающе, но не всегда доступно

В первый день на новом рабочем месте человек обычно проходит корпоративные тренинги. Чтобы быстрее ввести сотрудника в курс дела, некоторые компании организуют виртуальные экскурсии со специальными VR-гарнитурами. Согласно недавнему опросу, почти половина опрошенных предпочла бы обучаться чему-то новому в виртуальной реальности. Вопрос в том, есть ли в этом абсолютная необходимость. На сегодняшний день проведено не так много исследований о пользе виртуальной реальности в образовании, но результаты одной весьма глубокой работы выглядят достаточно оптимистично.

Исследование метода «дворец памяти»

Исследователи создали виртуальный дворец («дворец памяти», который получил своё название от мнемонического метода запоминания информации) и поместили в него фотографии различных знаменитостей. Одна группа участников эксперимента исследовала дворец в виртуальном путешествии с VR-очками, а вторая — с помощью классических компьютера и мыши.

Через некоторое время группы сделали двухминутный перерыв, а потом вернулись во дворец. На этот раз все фотографии заменили знаками вопроса, а испытуемые должны были вспомнить, где находилась та или иная знаменитость. Более высокие результаты, как и ожидалось, показала группа, которая использовала VR-гарнитуру. Можно предположить, что VR как инструмент обучения эффективнее, чем компьютер. Однако несмотря на победу технологии над компьютером в частом эксперименте, следует учесть и другие факторы, прежде чем внедрять её в образование.

Эффект новизны

Одним из объяснений успеха виртуальной реальности в эксперименте может быть эффект новизны. Он состоит в том, что использование более новой технологии поначалу всегда будет приводить к более высоким результатам просто потому, что она новая.

Вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из испытуемых, которые исследовали дворец с помощью VR-гарнитуры, впервые соприкоснулись с технологией, поэтому находились под впечатлением. Интерес к необычной новинке мог заставить их с энтузиазмом рассмотреть все уголки виртуального помещения, и, как следствие, запомнить максимальное количество деталей. Параллельно с ними вторая группа постигала дворец ничем не выдающимся для современного человека способом.

Но нельзя ставить крест на полученных в ходе испытания выводах только из-за этого эффекта. Несколько десятилетий назад учёные уже проводили подобные опыты: тогда они сравнивали компьютеры с телевизорами, и в итоге сильно сомневались, что у компьютеров есть будущее. В мире, где телевизоры и компьютеры стали одинаково обыденными предметами быта, вряд ли кто-то будет утверждать, что образовательные фильмы по ТВ более эффективны в обучении, чем онлайн-академии.

Виртуальная реальность в обучении: многообещающе, но не всегда доступно

Ещё один повод перестать считать VR панацеей

Эксперимент с дворцом можно несколько видоизменить: испытуемые будут по-прежнему находиться во дворце с портретами известных людей. Но теперь на них также будет размещена какая-то биографическая информация об этих людях, и после путешествия по зданию и перерыва перед участниками опыта будет стоять задача восстановить как можно больше деталей о как можно большем количестве знаменитостей.

Скорее всего, пользователи компьютеров в данном случае справятся лучше: прочитав информацию с экрана монитора, они смогут вспомнить больше фактов. Испытуемые в виртуальной среде были бы так увлечены рассматриванием окружающей обстановки, что не смогли бы сосредоточиться на чтении и запоминании информации. Но в оригинальном опыте, где нужно запомнить расположение фотографий, а не биографические данные, стремление подробнее осмотреть весь дворец играет им на руку.

Чем больше удовольствия человек получает, изучая своё окружение, тем больше вероятность того, что он запомнит увиденное в подробностях. Неудивительно, что этом случае VR-технологии оказалась эффективнее компьютера.

Ещё один возможный вариант исследования — физически создать «дворец памяти» и посмотреть, насколько хорошо испытуемые вспомнят информацию из реального помещения в сравнении с виртуальным. Может оказаться, что и здесь более действенной будет VR-технология по причине своей новизны. Но если она когда-нибудь станет таким же повседневным явлением, как настольный компьютер, то лучшие результаты учёные получат именно в реальном дворце, потому что задача — вспомнить расположение того или иного изображения, и чем более тесно человек взаимодействует с пространством, где ему нужно определить расположение заданного предмета, тем лучше сработает память.

В каком контексте лучше применять VR

Одна из самых больших проблем для применения виртуальной реальности к обучению — понять, с каких сферах она станет наиболее оптимальным инструментом учёбы. Эксперты обсуждают преимущества удалённого преподавания и непосредственной работы с учеником с момента появления онлайн-ресурсов. Но во всех случаях верно одно: очень многое зависит от того, что именно преподавать. VR не подойдёт абсолютно для всех сфер знаний и ситуаций, такого универсального решения просто не может быть в природе.

Например, при встрече новых сотрудников в их первый день на работе, имеет смысл провести реальный тур по зданию, а не виртуальную демонстрацию. Но для преподавателей дизайна интерьера или тренеров частных сыщиков VR может стать идеальным помощником.

Не следует забывать и о дополненной реальности (AR). В отличие от VR, которая создаёт эффект полного погружения, в AR виртуальные элементы лишь накладываются на окружающую реальность. Например, сегодня AR весьма успешно используют при подготовке пожарных: они могут проводить занятия в реальных зданиях, но преодолевать виртуальные препятствия. Это отличный способ научиться выполнять опасную работу в безопасной среде.

Но в большинстве случаев вполне можно обойтись без виртуальной реальности. А рассказать о бонусах компании недавно прибывшим сотрудникам менеджеры запросто смогут с помощью обычной презентации.

Виртуальная реальность в обучении: многообещающе, но не всегда доступно

←​Семья туристов сделала селфи с гепардом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика