Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»

Источник материала: ProBusiness  
15.08.2018 16:24 — Разное
Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»
Дмитрий Калистратов. Фото из личного архива

«Нашу деятельность в принципе трудно назвать бизнесом» — считает сооснователь «Автошколы «Стрела» Дмитрий Калистратов. И все же это бизнес, просто со своими особенностями и сложностями. О том, как открыть свою автошколу и выделиться на этом высококонкурентном рынке, Дмитрий рассказал «Про бизнес».

Как родилась идея

— Предпринимательством я занимался и до открытия автошколы. Работал в нескольких направлениях: занимался продажей промышленного компрессорного оборудования генераторов и сварочников, открывал спецмонтажное предприятие и рекламное диджитал-агентство.

У моего будущего партнера Андрея Незнаева был опыт работы в сфере безопасности дорожного движения, а познакомились мы, когда работали в одной команде — он был начальником сервисного центра промышленного оборудования.

Однажды Андрей сказал, что ему предложили должность директора автошколы. Зная его как ответственного сотрудника, я убедил его, что если он действительно хочет чего-то добиться в жизни, надо становиться предпринимателем. И… предложил открыть свою автошколу.

Идея Андрею понравилась. Но возник вопрос, где взять деньги на открытие. Я уехал отдыхать на 10 дней, а Андрей принялся считать.

Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»
Дмитрий Калистратов (слева) с партнером. Фото из личного архива

Что нужно для открытия автошколы

Через несколько дней у нас был полный просчет. Для запуска бизнеса требовалось 35 000 белорусских рублей (около $ 17, 5 тыс.). Деньги я взял в долг у своего знакомого.

Роли поделили следующим образом: я буду отвечать за финансирование и маркетинг, Андрей — за всю внутреннюю кухню и документооборот.

Так как идея возникла в начале августа, а сезон в автошколах начинается с сентября, у нас на запуск оставалось совсем мало времени. Весь месяц мы жили на даче и планировали каждый день.

Что было необходимо для запуска автошколы:

1. Две переоборудованные сертифицированные машины. Стоит такая услуга примерно 800 рублей. Нашли в интернете несколько организаций, которые этим занимаются. Оставалось поторговаться и согласовать комфортную для себя цену.

Что касается самих автомобилей, мы планировали купить их немного б/у и даже оставили залог за одну из них. Но тут мне повезло увидеть рекламу новых автомобилей по сниженной цене. Поехали в автосалон с мыслью купить одну новую машину, но по итогу взяли сразу две.

2. Оборудованный класс для обучения. Он подлежит обязательной сертификации по ТКП 5.3.14. Там указаны все требования, условия и необходимая документация.

Парты, стулья, компьютеры, плакаты, телевизор, светофоры, вентиляция, освещение — все это должно соответствовать жестким требованиям регламента.

3. Внутренняя документация СТБ 2191.1 и СТБ 2191.2, в которой указаны все необходимые документы и процессы для работы автошколы. А это карточки курсантов, журналы учета, карточки вождения, журналы и карточки по зачетам и многое, многое другое. В общем, бумагу мы закупаем тоннами:)

4. Сайт и реклама. Над методом привлечения клиентов долго не размышляли — решили, что это будет обычный контекст, только в агрессивной форме: высокие ставки за клик, специальные интересные запросы. У нас хороший маркетолог). Дальше подключили SEO, SMM, а потом заработало и сарафанное радио

5. Учителя и инструкторы. Для их привлечения давали объявления на TUT.BY. Собеседования проводили сами.

Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»
Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

В итоге нам удалось запуститься за месяц. Хотя изначально это казалось просто нереальным. Обычно на это уходит минимум 2−3 месяца. Как у нас получилось? Думаю, просто было огромное желание и мы работали каждый день по 12 -14 часов в день, все четко просчитывали и поэтапно шли к своей цели.

В сентябре мы были готовы принимать первых желающих учиться у нас. До конца года набрали 78 человек, что позволило нам перекрыть затраты на содержание автошколы, заработную плату и аренду и думать о дальнейшем развитии.

Как работать на высококонкурентном рынке

Конечно, открывая автошколу, я понимал, что мы входим в высококонкурентный сегмент, рынок обучения вождению находится далеко не на подъеме — легко не будет. Но я также понимал, что если все сделать четко и правильно, то все получится.

Вокруг локации нашей «Автошколы «Стрела» находятся другие крупные автошколы, которые работают давно. И нам предстояло сделать что-то лучшее, заинтересовать людей. Но как? Ответ был очевиден — мы должны были стать лучше конкурентов.

Мы решили сделать ставку на:

1. Честность: сразу закладывать в стоимость обучения все наши затраты, чтобы потом не добирать со студента по 20−30 рублей за пересдачу зачета, например, тем самым увеличивая стоимость обучения. Один раз заплатив за обучение, студент должен отучиться и получить права.

По нашим наблюдениям, другие школы часто изначально заявляют цену ниже, но все зачеты и экзамены впоследствии у них платные. Мы считаем, что так они вводят курсантов в заблуждение, а это нечестно. Мы разработали свою систему приема экзаменов, при которой студент который реально готовится к ним, — спокойно сдает.

2. Качество обучения и сервис. В числе наших преимуществ мы озвучиваем новые автомобили, удобное месторасположение, новые современные классы, кофе/чай. Также своим плюсом считаем приветливых мастеров и преподавателей и безупречную администрацию, которая решает любой вопрос в режиме 24/7.

Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»
Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

Поскольку опыта создания и управления автошколой у меня и моего партнера не было, мы начали собирать статистику наших учеников. Внедрили специальную программу учета и ведения каждого клиента на всех этапах обучения — чтобы своевременно решать все возникающие вопросы. Это CRM, куда вносятся данные курсантов и потенциальных клиентов. Система недорогая, оплачиваем ее раз в полгода.

Почему автошкола — это нелегкий бизнес

Деятельность автошкол в принципе трудно назвать бизнесом — это огромный труд и ответственность. Основной заработок — это моральное удовлетворение и благодарность довольных клиентов. Расскажу об основных сложностях:

1. Стартовый капитал. Т.к. сумма на запуск нужна немалая — пришлось брать заемные деньги.

2. Огромный документооборот.

3. Сезонность обучения — и как следствие кассовый разрыв. Наиболее ярко он выражен летом.

4. Высококонкурентная среда.

5. Итоги нашей деятельности подводит ГАИ.

6. Команда. На самом деле — это главное. Собственно, как и в любом бизнесе. Но собрать в одном месте профессионалов — очень сложно.

В частности были проблемы с мастерами производственного обучения. Это люди с характером, но в большей степени от их профессионализма и личных качеств зависит, смогут ли ученики сдать экзамен в ГАИ, а от их человеческого отношения зависит, понравится ли ученику наше обучение и сможет ли он рекомендовать автошколу своим знакомым.

А понять сразу, хороший человек или нет, сложно. За неполные 2 года работы мы уволили больше 15 человек — я считаю, это много. Но мы дорожим нашей репутацией.

Сейчас мастеров набираем только по рекомендациям, выработали и прописали все регламенты работы. Нарушаешь — ты не с нами.

У нас выработались определенные жесткие критерии к соискателям-мастерам: честность, порядочность, ответственность, пунктуальность.

Автошкола - это тонны документов, высокая конкуренция и сложные мастера. История «нелегкого бизнеса»
Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

О настоящем и планах

Затраты на работу автошколы значительные, поэтому рентабельность невысокая. Определить ее сложно, т.к. на деятельности автошкол очень сильно влияет сезонность. Поэтому финансовый результат будем считать по итогу года. Но при этом мы все время прирастаем и вкладываемся в дальнейшее развитие.

Пока вложенные средства еще не окупились: по нашим подсчетам, это произойдет в следующем году. Конечно, если набор будет стабильным и все будет ровно, без финансовых рывков.

За 2017 году мы обучили 780 человек. Обучение у нас стоит от 595 рублей.

На сегодня у нас работают 29 специалистов, 21 учебный автомобиль и 4 учебных класса. До конца этого лета открываем 5-й класс и увеличиваем количество автомобилей до 25.

А с середины 2019 года на условиях франшизы планируем запустить 6 учебных классов в областных центрах.

←Уникальный случай: на процессе блогера Паука судья взял самоотвод!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика