Узкоколейка раздора. Где найти золотую середину между удобством одних и комфортом других?
Первое впечатление от пригорода со стороны деревни Островля – нескончаемое «море» дачных участков. Крыша над крышей, уходящие к горизонту наделы, где трудолюбивые лидчане активно выращивают огурцы, морковь, картофель и разную ягоду. Но дача для дачника – это не только работа. «Шесть соток» воспринимаются еще и как маленький рай среди городской суеты. А в раю, как и в библиотеке, должно быть тихо. По крайней мере, именно так считает пенсионерка Алла Бомблевич. Женщина обратилась в редакцию с жалобой на запыленность, загазованность и автомобильный шум, которые уже второй сезон «витают» над одной из улиц дачного кооператива «Зорянка».
– Наш дачный кооператив как бы разделен на две части – узкоколейкой, – рассказывает Алла Антоновна. – Раньше через нее автомобилем было не проехать, поэтому к своим участкам водители ехали по кругу. Зато у нас было тихо, спокойно. Но с прошлого года для удобства проезда через узкоколейку кто-то положил бетонные настилы, и наша улица превратилась в «проспект»! Хотя крюк объезда небольшой – несколько сотен метров, – все едут «через нас».
Несколько сотен метров, к слову, – это почти 2 километра, зато в основном по хорошей дороге: сначала асфальтированной, затем гравийной, а не по дачным узким «тропам»… Впрочем, все это эмоции и личный выбор каждого. Ведь дорога не находится в частной собственности кого-либо. Куда важнее здесь вопрос безопасности, а не личного комфорта: узкоколейка – действующая, по ней четыре раза в день с торфобрикетного завода «Дитва» следуют поезда. По правилам технической эксплуатации, на подходах к переездам через железную дорогу должны быть установлены специальные предупредительные знаки. Но так как в данном случае переезд стихийный, то ни о каких знаках «Стоп», понятное дело, речи не идет.
– Скорость поезда небольшая: 18-20 км/ч. Но есть факторы, которые влияют на размер тормозного пути, – прокомментировал начальник транспортного цеха ОАО «ТБЗ «Дитва» Сергей Цыбрук. – Например, если поезд едет пустой, из Лиды, то он сможет остановиться ориентировочно за 10 метров до возникшего препятствия; если идет груженый, с предприятия, то тормозной путь составит порядка 300 метров… Проектом переезд на данном участке железной дороги не предусмотрен, узаконивать его мы, конечно же, тоже не будем. Посудите сами: во-первых, это дорогостоящее мероприятие, во-вторых, как только предприятие сделает переезд обозначенным, за все, что будет здесь происходить, оно будет нести прямую ответственность…
Сергей Антонович обратил внимание на то, что вдоль узкоколейки в пределах дач есть еще один переезд, правда, без стихийных подъездных настилов. И вот он-то является настоящей бедой для предприятия. Переезд также не обозначен, однако через него также проезжают автомобили. И были случаи, когда машины «засаживались» и повисали на железных путях – их потом приходилось оттягивать поездом, когда поезд «подбивал» транспортное средство, когда для возможности проезда дачники бросали доски, не убирая их потом и создавая помехи для движения. Что касается данного стихийного, хотя добротно и с умом сделанного переезда, никаких инцидентов не возникало. Поэтому, может, стоит поискать золотую середину между удобством одних и комфортом других? Водителям, раз уж они проложили дорогу, снижать скорость, стараясь не тревожить отдыхающих, дачникам проявить понимание, а обеим сторонам – уважение друг к другу.