Велосипедист — полноправный участник дорожного движения. О правилах и ответственности за их нарушение рассказывает госавтоинспектор
Автомобилей на дорогах становится все больше, но и велосипедный транспорт как никогда в тренде. Во многих странах мира велосипед является одним из самых популярных видов городского транспорта. Эта популярность пришла и к нам. О том, что беспокоит ГАИ в этой ситуации, рассказывает Дмитрий ВЕЧЕРКО, старший госавтоинспектор ОГАИ Пинского РОВД:
– В жаркие летние деньки на дорогах мы все чаще встречаем велосипедистов разных возрастов и велосипеды различных модификаций. И здесь важно и водителям, и велосипедистам освежить знания ПДД, чтобы обеспечить обоюдное безопасное существования на дороге.
Велосипедист – полноправный участник дорожного движения, у него наравне с водителями есть свои права и обязанности. Велосипед – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека. Водитель – человек, управляющий транспортным средством, т.е. велосипедист – это водитель. При этом, велосипедист, который ведет велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.
К сожалению, и это показывает статистика, велосипедисты как участники дорожного движения, уязвимы. Количество аварий с участием велосипедистов с наступлением весенне-летнего периода возрастает.
В 2018 году на территории Пинского района зарегистрировано одно ДТП с участием велотранспорта, при котором погиб велосипедист. Трагедия произошла около 4.00 11 августа на 61-м километре автодороги Р-6 «Ивацевичи-Пинск-Столин». Водитель 1963 года рождения, управляя грузовым автомобилем МАЗ-437040062, двигаясь со стороны г.п. Логишин в направлении д. Валище, при разъезде с неустановленным встречным автомобилем допустил наезд на движущегося в попутном направлении по правому краю проезжей части велосипедиста 1944 года рождения. В результате ДТП велосипедисту были причинены телесные повреждения, последний доставлен в реанимационное отделение Пинской ЦБ, где от полученных травм он скончался.
Так в чем же причина большинства трагедий на дороге? В первую очередь, это пренебрежение элементарными правилами, взаимоуважения между участниками дорожного движения.
Нельзя забывать, что велосипедист обладает теми же правами и такими же обязанностями, что и водители автомобилей и мотоциклов.
Многих трагедий можно было бы избежать, если бы велосипед был полностью технически исправен (согласно п.200 ПДД велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал и т.д.) и оборудован должным образом: зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади – световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателями оранжевого цвета.
П.149 ПДД: при движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет, а сам велосипедист должен быть в жилете повышенной видимости, иметь иные средства защиты.
Однако часто нарушение Правил дорожного движения водителями велосипедов начинается уже с вышеуказанных пунктов.
Давайте еще раз повторим ПДД для велосипедистов (глава 20):
- Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
- Выезд далее 1 метра от края проезжей части возможен лишь для объезда препятствия, при повороте налево либо развороте.
- Велосипедист должен ехать по ходу движения транспортных средств. Так же должен поступать пешеход, ведущий рядом с собой велосипед, обозначенный сигнальными фонарями или световозвращателями, в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги.
- Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен ведя велосипед рядом(!).
- В нетрезвом состоянии за руль велосипеда садиться нельзя.
- Запрещено двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы.
- Нельзя перевозить пассажиров (за исключением перевозки детей в возрасте до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сиденье), двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях.
- Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только по пешеходным и жилым зонам, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Не достигшие 14-летнего возраста могут выезжать на дорогу только в сопровождении взрослого.
- Запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
- Запрещается перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
Одно из основных требований к велосипедистам также своевременное обозначение маневров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжелым участникам дорожного движения.
Водители же обязаны помнить, что двухколесные транспортные средства являются неустойчивыми, и опасность их появления на проезжей части дороги происходит, как правило, внезапно. Чтобы избежать аварий с участием этой категории участников дорожного движения, водителям необходимо всегда смотреть в зеркала заднего вида (лучше посмотреть дважды), и быть предельно внимательными при проезде перекрестков и пешеходных переходов, особенно нерегулируемых.
За нарушение правил дорожного движения велосипедистом кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. 18.23. Так нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
Нарушение правил дорожного движения указанными выше лицами, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
Совершение вышеуказанными лицами нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
Совершение вышеуказанными лицами нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.