Как поменяет правила игры новый антимонопольный закон
3 августа вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Юристы корпоративной практики компании REVERA рассказали, что изменит документ и как он может повлиять на конкуренцию на белорусском рынке.
Доминирующее положение на рынке
Уменьшены количественные показатели максимальной совокупной доли нескольких компаний на рынке:
— для трех и менее субъектов — более 50% (ранее 54%);
— для четырех и пяти субъектов — более 75% (ранее 78%).
Ограничение конкуренции
В закон вводится новый перечень обстоятельств, которые свидетельствуют об ограничении конкуренции. Это сузит возможность свободного толкования со стороны госорганов при установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства: необходимо будет доказать, что те или иные действия привели к названным обстоятельствам.
Недобросовестная конкуренция
Расширен перечень случаев недобросовестной конкуренции. Как и раньше к ней относятся дискредитация конкурентов, введение в заблуждение, некорректное сравнение, создание смешения и т.д. В этот список добавились, в частности, выманивание коммерческой тайны конкурентов и разглашение коммерческой тайны в нарушение соглашений о нераскрытии информации.
Ценовая конкуренция
Новая редакция уточняет критерии монопольно низкой и высокой цен. Раньше они устанавливались субъектами, которые занимают доминирующее положение на рынке и должны были превышать или быть ниже суммы расходов на производство и прибыли, а также цены, сформированной в условиях конкуренции.
Закреплены механизмы определения, когда такая цена считается установленной посредством повышения или не изменения старой цены, когда в целом по рынку стоимость продукции поменялась.
Также в законе закреплены понятия монопсонической цены и монопсонии – случаи, когда субъект для получения дополнительного дохода выступает покупателем на рынке и навязывает продавцам свои условия реализации товаров ниже себестоимости. На практике такие действия и раньше могли быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.
Антиконкурентные соглашения
Новая редакция закона существенно не изменила подходы к антиконкурентным соглашениям. Как и ранее, запрещаются:
— соглашения между конкурентами, направленные на ограничение конкуренции (картели);
— некоторые виды вертикальных соглашений – договоров между неконкурирующими продавцами и покупателями, которые устанавливают цену перепродажи товаров (кроме максимальной цены перепродажи) или которые запрещают покупателю продавать товары конкурентов продавца (за исключением лицензионных и франчайзинговых договоров);
— иные антиконкурентные соглашения (например, договоры, которые навязывают одной из сторон заведомо невыгодные условия).
Экономическая концентрация
Новая редакция закона частично затронула правила об экономической концентрации – расширился перечень действий, которые необходимо согласовывать с МАРТ:
— заключение договоров простого товарищества;
— приобретение в собственность, пользование или во владение основных средств и нематериальных активов компании со стоимостью свыше 20% балансовой стоимости активов.
Антимонопольный орган отныне не будет согласовывать экономическую концентрацию, если балансовая стоимость активов компании-цели не превышает 200 000 базовых величин, а выручка за прошлый год – 400 000 базовых величин (ранее 100 000 и 200 000 соответственно).
Полномочия МАРТ
Новая редакция закона расширяет полномочия МАРТ: министерство будет не только пресекать уже совершенные незаконные действия, но и потенциальные намерения компаний или госорганов, которые могут ограничить конкуренцию.
МАРТ получил право выносить превентивные «предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства» на основании информации, полученной из публичных заявлений компаний или госорганов о планируемой деятельности (пресс-релизов, сообщений в СМИ) или из иных источников.
Также МАРТ вправе до принятия решения об установлении факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства выдать предупреждение и расписать, что необходимо исправить. Если компания выполнить все требования, рассмотрение факта нарушения прекращается.
Ответственность за нарушения
Новая редакция закона глобально не изменила меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Как и ранее, на нарушителя может быть наложен штраф в размере до 10% от суммы выручки от реализации товара (но не менее 400 базовых величин). Дополнительные штрафы могут налагаться и на должностных лиц нарушителей.
Установлены более жесткие условия, когда занимающий доминирующее положение нарушитель может быть принудительно разделен на несколько компаний. Если раньше для этого необходимо было совершить минимум два нарушения в течение года, по новым правилам срок продлен до двух лет.