Сохранить бы зубы. Как журналист TUT.BY проходил предсезонку по системе хоккейного "Динамо"
Накануне старта регулярного сезона КХЛ минское «Динамо» бросило вызов фанатам и спортивным журналистам под хэштегом #DinamoChallenge. Желающих собрали в пять команд — всего 25 человек, которые месяц проходили предсезонку по системе хоккеистов, тестируя разные виды нагрузок: от бокса и тренажерки до футбола и, конечно, хоккея. Журналист TUT.BY Виктория Ковальчук подписалась на эту авантюру и вместе с другими любителями училась боксировать, забивать пенальти — и проверяла, на месте ли зубы после хоккея на «Минск-Арене».
— Программа предсезонки включала те виды нагрузок, которые в летний период есть в расписании профессиональных хоккеистов. Я регулярно хожу только на стретчинг и фитнес, поэтому календарь #DinamoChallenge: бокс, тренажерка, футбол и хоккей — в теории казался довольно сложным.
Бокс, нокаут, Гурков
Первым в расписании значился бокс.
Коуч — многократный чемпион мира по муай-тай Виталий Гурков. Бодрые и красиво причесанные участники пяти команд со старта знакомятся друг с другом. С горящими глазами посматривают в сторону боксерских груш. Но вокалист Brutto предлагает начать с разминки. На первый взгляд, ничего необычного: прыжки, отжимания, маховые движения руками, захлесты, бег по кругу, растяжка…
— Хорошо-хорошо! — подбадривает Гурков. — Ну, или, по крайней мере, неплохо.
Спустя 20 минут разогрева мы уже вытираем пот со лба и тянемся за бутылками с водой.
— Подождите, это еще разминка или уже основная часть? — переговариваются болельщики.
Футболки мокрые, дыхание тяжелое. Гурков не сбавляет обороты. Переходим к освоению базовых ударов. Хук справа, хук слева — пытаемся повторять за тренером. В исполнении Виталия удары выглядят мощно и даже устрашающе, в моем исполнении — трагикомично.
После коуч просит разбиться по парам в соответствии с весовыми категориями. Начинаем отрабатывать технику ударов друг на друге. «Хорошо, что мой спарринг-партнер — миниатюрная девушка, а не двухметровая махина», — думаю я.
Силы постепенно улетучиваются, зато на месте азарт. Бокс переключает с бытовых забот на происходящее здесь и сейчас. В эмоциональной разрядке кроется главная прелесть такой физнагрузки.
Даже спустя час никто не халявит. Вместо 20 повторений пытаюсь сделать 25 с мыслью: «Я смогу, я сильная!». А потом вглядываюсь в глаза напарницы и вижу там туман.
— Сколько пальцев? — на всякий случай уточняю у подуставшего бойца и сама решаю сбавить скорость.
На десерт Гурков устраивает для команд собственный челлендж. Сначала на скорость колотим руками и ногами по груше. Потом хватаемся с партнерами по команде за плечи, как на деревенской свадьбе, и выполняем подъемы на пресс.
Последнее упражнение — планка. Такое знакомое и такое ненавистное через час и 20 минут интенсивной работы. Кажется, самое время побеждать на морально-волевых, но руки предательски трясутся, коленки отказываются подчиняться и я падаю пластом на истоптанный пол бойцовского зала.
The lesson is over. С боксом на сегодня все. Виталий скромно интересуется, всем ли понравилось. Он старался: выжать соки, быть веселым и остроумным, влюбить в бокс. Тренировка точно врезалась в память. Всю следующую неделю гудят икры, а планы на выходные «много гулять пешком по туристической Москве» сменяются предложением:
— Давай до Воробьевых гор лучше на метро или автобусе?
Белорусский Стэтхэм, тренажерка, шампанское
Следующее занятие в моем расписании — функциональная тренировка в тренажерке. Парни и девушки выстраиваются в две шеренги по гендерному принципу. С ребятами работает широкоплечий тренер по физподготовке хоккейного «Динамо» Геннадий Лянго. С девушками — чемпионка мира по бодифитнесу Анастасия Гурина.
Тренажерка в моей жизни случалась и раньше. Правда, никогда не была системной. Обычно я самостоятельно приходила в зал, крутила велосипед и выполняла несколько произвольных упражнений на пресс, ноги и руки. С коучами #DinamoChallenge все выглядит намного четче. Занятие стартует с традиционного приветствия и слов, уже ставших нашим девизом:
— Сегодня жалеть вас никто не будет!
Далее — разминка на эллипсоидах и беговых дорожках. Каждый сам устанавливает скорость и уровень сложности. Кто-то идет в прогулочном темпе, кто-то гонит на максималках.
С тренажеров перемещаемся к канатам, гирям и гантелям. Парни под руководством Лянго работают на выживание. «Белорусский Джейсон Стэтхэм» предлагает 8−10 подходов с упражнениями по принципу «городок», когда за 40−50 секунд нужно отдать все силы, чередуя активности.
— Это время равняется одной смене в хоккее. И подобная функциональная тренировка помогает закалять выносливость, — говорит Геннадий.
А пока он говорит, сил у парней все меньше.
— Лучше бы вчера умер, — шутит бортпроводник Виталик, готовясь к очередному подходу.
У девушек отдельный комплекс «остаться в живых». Четыре подхода по 20 повторений. Цепочка упражнений следующая: запрыгивания на платформу, свинги (приседания с гирей), работа с канатом, приседания с резинкой, подъемы и кранчи на пресс.
Если приседания и скручивания на пресс мне хорошо знакомы, то упражнения с канатом до этого видела только в инстаграме Криштиану Роналду. Борюсь с усталостью и продолжаю следовать инструкциям коуча, наивно полагая, что это обеспечит мне такой же торс, как у КриРо.
— Девочки — молодцы. Кажется, журналисты наиболее подготовлены, — тренер с образцовой фигурой пытается мотивировать всеми возможными способами.
В перерыве между подходами нам разрешают подкрепиться водой и изотоником, по цвету больше напоминающим шампанское.
— Поднимем же бокалы за очередную серию «Последнего героя!», — шутим с ребятами и за секунду опустошаем пластиковые стаканчики.
Финальное упражнение, которое итожит часовую функционалку, — перетягивание каната. Нас снова просят разделиться на «Монтекки» и «Капулетти» по половому признаку. Мальчики между собой так жадно борются за победу, что резиновое покрытие в зале начинает расползаться в разные стороны. Девочки тоже не желают устраивать показательные выступления и вгрызаются в канат, как в последние джинсы на распродаже.
Главный итог тренировки: тренажерка прекрасна, когда ты занимаешься под руководством опытного коуча и действуешь по строгому плану, а не по настроению. Функционалка завершается поеданием энергетических батончиков и вопросом: «Все готовы к игровым видам?».
«Стайки», футбол, серия пенальти
Очередной раз встречаемся с участниками челленджа уже в «Стайках». Солнце яркое, настроение у главного тренера футбольных динамовцев Сергей Гуренко отличное. Коуч назначает два капитана и те набирают себе футбольные команды. Традиционно парни уходят «с аукциона» первыми. Я с юмором подчеркиваю гендерную дискриминацию и, может, именно благодаря этому наконец отправляюсь в команду. Я — за «серых», играем против «розовых».
Первое упражнение для разминки от Гуренко — игра руками, напоминающая регби. Играем на четверо ворот. Задача — отправить мяч в сетку головой или руками. Соперники атакуют. Есть ощущение, что против нас сражается сыгранная команда уровня «Манчестера». Блокировать броски «розовых» не получается, забивать — тоже.
Следующий раунд баттла — футбол на четверо ворот. Я пробую себя то на позиции вратаря, то нападающего. И там, и там выходит не слишком эффектно. Хотя, когда нога все же касается мяча, удается точно отдать пас щечкой или пыром (из рубрики — «у папы не было сына, поэтому всему важному и спортивному он обучил дочь»).
Наша команда уже горит с неприличным счетом. Я меняюсь с кем-то из партнеров позициями и оказываюсь в защите. Голкипер, не замечая миниатюрную футболистку поблизости, на эмоциях кричит полевому:
— Что за фигня? Почему у нас в защите одни бабы? — а потом вдруг смущенно оборачивается ко мне со словами: — Прости, не увидел тебя сразу.
Я твержу Сергею Гуренко о том, что мяч ушел от бутсы соперника и требую использовать систему видеопомощи арбитрам VAR. Он в ответ смеется, но напоминает: еще будет шанс отыграться в серии пенальти.
И ведь мы это делаем! На ворота становится все тот же бортпроводник Виталик, который по ходу серии пенальти меняет клички: с «Акинфеева» на «Буффона».
Мы проигрываем по итогам трех упражнений, но возвращаем командный дух и веру друг в друга. Я забиваю первый гол, он же пенальти, в «Стайках». Сергей Гуренко фиксирует исторический момент. Можно расходиться.
«Минск-арена», «Легенда № 77», защитник-мумия
Впереди — только хоккейная тренировка. Месяц занятий подходит к концу. Настроение, как на исходе смены в детском лагере. Расставаться жалко, менять привычку «после работы — с баулом на очередную тренировку» грустно.
Перед хоккеем у каждого участника #DinamoChallenge задача со звездочкой: найти себе хоккейную амуницию. Клуб обещает по возможности помочь с клюшками, коньками и шлемами, но вот разыскать маленькие хоккейные шорты и нагрудник для девушек не так-то просто. Один из участников динамовского вызова Алексей предлагает мне примерить форму его сына.
— А сколько ему?
— Скоро четыре…
— А рост какой?
— Почти метр.
Я намекаю, что я чуть габаритнее (168 см) и разражаюсь смехом. Но Леша убеждает:
— Форму сыну покупал на вырост, а тебе должна быть в самый раз!
В итоге приезжаю на «Минск-Арену» за 40 минут до тренировки с пакетом конфет маленькому спасителю и судорожно пытаюсь вместиться в детскую экипировку. Получается! Примеряю защиту, собранную по сусекам у добрых людей: щитки, налокотники, шлем. Параллельно приговариваю:
— Зачем мне все это? Я уверенно стою на фигурных коньках. И на хоккейных справлюсь.
Наивная. Перед выходом на лед нам желает удачи главный тренер «зубров» Горди Дуайер. Канадец говорит, что мы герои. Это добавляет уверенности. Ступаю на площадку «Минск-Арены», отъезжаю от бортиков, падаю и быстро признаю ошибку:
— Кажется, защита все же пригодится. Хоккейные коньки с непослушными зубцами — это приговор.
Отважных рыцарей #DinamoChallenge вновь делят на две команды: на тех, кто уже играл в хоккей, и слабо понимающих, как держать в руках клюшку. Я покорно отправляюсь во вторую группу. С первыми работает хоккеист Максим Парфеевец, со вторыми — «Легенда № 77» Александр Китаров, а голкипер «Динамо» Михаил Карнаухов учит хитростям единственного на 25 собравшихся вратаря.
Китаров сдержан и очень галантен. Он терпеливо показывает нам элементарные упражнения — как объезжать фишки, водиться с шайбой, кататься задним ходом. На мой вопрос, когда сам Александр осваивал эти элементы, динамовец отвечает:
— Когда мне было четыре или пять, — и смущенно улыбается.
Затем мы разбиваемся по парам и учимся точно отдавать пасы, пока ребята из второй группы сочно молотят по воротам. Мне в спарринг-партнеры достается все тот же Китаров. Идеальный напарник — шайбу отдает точно в клюшку, без вариантов принимает самый корявый пас и за любое ничтожное достижение (устояла я на коньках или просто не промахнулась по шайбе) одаривает комплиментами: «Молодец! Отлично!».
Затем команды «мастеров» и «любителей» перемешиваются. Нам предлагают зарубиться в двусторонку. Я напряженно думаю, какую позицию занять:
— Может, встать в ворота? Там кататься особо не нужно.
Потом вспоминаю, что капы нет, а мне еще брать интервью у хоккеистов — неплохо бы сохранить зубы.
Решаю остаться в защите. Играю в режиме мумии и отчаянно прошу ребят не отдавать мне пас и не перекладывать ответственность на хрупкие, по непонятной причине ноющие после футбола плечи. Они подбадривают:
— Никто ругать не будет. Пробуй, мы команда!
Пожалуй, эти слова — главное достижение динамовского челленджа.
В итоге решаюсь пойти в столкновение. Несусь на скорости навстречу двум парням, врезаюсь, падаю. Сигнализирую команде, что я в порядке, а сама проверяю, двигается ли шея и щелкает ли челюсть.
Не просто так пишутся песни про настоящих мужчин, которые играют в хоккей. Не просто так в микст-зоне с игроков стекают литры пота. Все это я осознаю, снимая в раздевалке шлем и еще примерно 10 килограмм формы.
Мы празднуем окончание #DinamoChallenge пирожными, которые испекла жена одного из участников, и делимся историями, кто и какие коллекции микротравм и ссадин насобирал за месяц. Единогласно заключаем: месяц был отличный, наполненный дружбой, взаимовыручкой, преодолениями и пониманием того, что спорт — лучший челлендж.