Не хватило доказательной базы: для чего засветили агента Юлю
06.08.2018 08:24
—
Разное
Закончился ли сегодня контракт со спецслужбой у девушки, которая стала одним из главных свидетелей по делу профсоюзов?

Почему агент Юля открыто заявила о том, что работала на КГБ?
Как заботится КГБ о своих бывших и нынешних агентах?
И часто ли Комитет госбезопасности засвечивает свою агентуру?
Эти вопросы «Белорусский партизан» обсудил с бывшим сотрудником КГБ Сергеем Анисько.
-- Мне по-человечески жаль эту молодую девушку, жаль, что она попала в этот каток, -- сразу отмечает Сергей Анисько. – Потому что ее жизнь будет сейчас протекать весьма сложно. Все услышали ее признание. Друзья, знакомые – здесь, конечно, вакуум образуется серьезный…
Я сомневаюсь, что она сама решила на суде во всем сознаться. Тем более она выступала в таком ракурсе, что можно было сразу понять: это признание санкционировано. И обычно это происходит тогда, когда органам, проводящим оперативно-следственные действия, не хватает доказательной базы. Тогда в ход идет последний козырь – засвечивается источник. Это, конечно, ужасно. И происходило крайне редко.
Засветка агентуры – это был крах на карьере многих оперативных работников. Агентура – это свято, она всегда держалась в тайне. А здесь вот так легко выдали со всеми потрохами своего агента…
Для меня, конечно, это был такой легкий шок. Я из своей карьеры не помню, чтобы вот так засвечивали агентов. Только если были дела, скажем так, выходящие на международный уровень, когда два государства сцепились, тогда в расход могла пойти агентура.
В ГДР был случай, когда мы засвечивали агента. Но, опять же, тогда «холодная война» была, противодействие держав – это еще можно как-то понять. А здесь какое-то дело по профсоюзам, причем явно с какой-то политической подоплекой, засвечивается молодая дивчина, которая не осознает, наверное, этого шага даже… Поэтому, повторюсь, мне ее жаль.
Предусмотрена ли в таких случаях агентам какая-то материальная компенсация? Конечно, нет. Во-первых, она шла на сотрудничество с КГБ добровольно, никто ее под пытками не заставлял подписывать соглашение о сотрудничестве. Да и этого не может быть – девушка не из той категории, которую на компромате вербовали. А массажи, о которых пишут в интернете, -- это все ерунда, не повод.
С ней просто хорошо поработали, она пошла на сотрудничество. И получила то, что получила.
А вообще, мне как бывшему сотруднику КГБ вся эта история очень неприятна. И девушку мне жаль. И за своих коллег, которые, в общем-то, человеку жизнь подпортили, стыдно…