Начало путешествия по железной дороге начинается со встречи с билетным кассиром. Именно  у него мы получаем заветный  билетик, дающий право  на поездку по нужному маршруту,  можем получить необходимую нам информацию или консультацию. Железнодорожный кассир — специалист, в ведении которого находится продажа билетов с последующим оформлением и регистрация документов на льготный проезд. Работник, профессионально знающий свое дело, всегда обслужит клиента  быстро и четко.

  Елена Константиновна Ераховец билетным кассиром  железнодорожной станции «Красное Знамя» трудится уже 36 лет  — с июля 1982 года. Уроженка деревни Заречье, одно время она  работала  продавцом в универсаме «Центральный» и жила в Минске. Но, выйдя замуж, вернулась в родные места и, учитывая опыт работы продавцом, не побоялась стать по другую сторону стекла билетной кассы, стала трудиться на железной дороге. Вместе с ней на станции трудятся 3 билетных кассира и один разъездной.

 — У меня был опыт работы с кассой, с деньгами, с покупателями, — улыбается Елена Константиновна. — У меня это хорошо получалось, я понимала всю ответственность и, можно сказать, работы не боялась.  Окончила профессиональные курсы по подготовке кассиров железнодорожных касс, приступила к работе. Конечно, когда я начинала работать, пассажиров  было намного меньше. Но вырос поселок, расстроилась птицефабрика,  и пассажиропоток стал намного больше. Да и наша станция стала выглядеть более современно после произведенного недавно ремонта.

К слову,  на станции «Красное Знамя» предусмотрена  одна касса. Поэтому кассиру необходимо быстро и внимательно обслуживать клиентов. А обилечивать порой приходится до 600 человек в день!

— Работу кассира легкой не назовешь, — признается женщина. — Она требует бдительности, быстроты, внимательности и, безусловно, добросовестности. Кроме того, что мы обилечиваем пассажиров пригородных электропоездов,  выдаем и билеты  по маршрутам дальнего следования: такие  поезда у нас  на станции не останавливаются, но приобрести билет можно и у нас. Бывает и такое, что пассажиры заказываю билеты посредством Интерета,  к нам приходят их распечатывать.

Кассир железнодорожной кассы должен не просто уметь продавать билеты, а и знать правила перевозки пассажиров и технической эксплуатации железнодорожных путей, то есть представлять работу железнодорожной инфраструктуры,  знать схему расположения мест в вагоне, о действии льготного проезда и правилах продажи льготных билетов, какие документы необходимы для проезда в специальные зоны и многое другое. Да и порой пассажиру необходимо несколько раз повторить  необходимую информацию.

Елена Константиновна на своем рабочем месте – не просто приятный собеседник для пассажиров. Она – профессионал своего дела.

— Это целая наука, как нужно общаться с пассажирами, — уверена билетный кассир. — Даже от того, как я поздороваюсь с ними, во многом зависит результат моей работы.

 Билетному кассиру нужно уметь  разговаривать с людьми, уметь сопереживать их чувствам, уметь найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Часто приходится проявлять терпимость к пассажирам, находить компромисс, улыбаться.  Бывает, что пассажир чем-то недоволен, «сорвался» на кассира. И тогда даже в конце дня не покидает чувство расстроенности, обиды. Но есть и обратная сторона: очень много  сегодня встречается пассажиров,   особенно  среди молодежи, которые возьмут билет и обязательно пожелают доброго дня, скажут что-то  приятное. И это, конечно, очень радует и придает силы.

Билетный кассир часто становится первым или последним лицом, с которым общается пассажир в здании вокзала. Уверена, что пассажиры станции «Красное Знамя» даже через стекло кассы чувствуют исходящие от Елены Константиновны позитив и понимание.

— Каждая работа по-своему интересна, каждая требует внимательности и определенных навыков и умений, — говорит Елена Константиновна. — Я, можно сказать, все свое трудолюбие отдала  работе на железной дороге и  не пожалела ни разу о выборе профессии. Мне нравится моя работа, нравится форма, нравится помогать людям…

Состоялась Елена Константиновна не только как любящая жена и мама, но уже и как бабушка:  в середине июля у нее родилась долгожданная внучка Яночка, о которой новоиспеченная бабушка рассказывает с особым теплом и трепетом.

— Завтра все работники железной дороги будут отмечать свой профессиональный праздник, — говорит кассир. — Мне  хочется пожелать всем здоровья,  удачи,  вежливых пассажиров и достойных зарплат. Хочется, чтобы на железную дорогу приходило как можно больше молодежи.  Надеюсь, так оно и будет!

Ольга ЦЫБУЛЬКО.