Письма в Министерство пока не будет: турагенты и туроператоры решают, как жить дальше
03.08.2018 08:51
—
Разное
31 июля состоялось совместное заседание Республиканского союза туристических организаций и Республиканского союза туристической индустрии. На встречу была приглашена Елена Кудлакова, директор турагентства «А» – представитель инициативной группы турфирм, готовивших письмо в МСиТ с просьбой защитить отечественных турагентов.
Разбирали самые насущные вопросы, которые назрели давно, но не вспыхнули бы с такой силой, если бы не фактическое банкротство «Натали Турс». Вопросы следующие – каким образом можно законодательно по-новому отрегулировать белорусский рынок, чтобы:
а) туристы были защищены на случай невыполнения оператором своих обязательств?
б) агенты не чувствовали себя «козлами отпущения», а именно в такой роли они себя ощущают каждый раз, когда банкротится оператор (причем в наших условиях это оператор с иностранными корнями, отечественные операторы не банкротятся – размах нет тот!)?
в) собственно белорусские туроператоры не «приказали долго жить» вследствие введения каких-либо страховых гарантий, от которых толку при наступлении реального форс-мажора все равно немного, но которые способны недальновидно убрать с рынка, может быть, не самых крупных, но вполне достойных отечественных игроков?
Не секрет, что у Министерства спорта и туризма давно есть готовые ответы на эти вопросы. Чиновникам кажется, что если в Беларуси ввести для туроператоров фингарантии по типу российских, либо обложить выездной туризм дополнительным налогом для создания некоего «фонда» – то все вопросы решатся сами собой. Так ли это?
Чем больше дискутируется этот вопрос в профессиональных кругах, тем яснее становится, что опыт России белорусскому рынку не подходит, и если наломать в этом вопросе дров, то пострадают и агенты, и операторы, и туристы, у которых просто не будет выбора – с кем и по какой цене летать на отдых.
На этот счет и кипели страсти на собрании.
Елена Кудлакова заметила, что главная претензия, которую имеют агенты к законодательству, – это непропорциональная ответственность, которую агент несет за туроператорский продукт. По нашему законодательству за все перед туристом отвечает агент, который подписывает с клиентом договор. В случае невыполнения оператором своих обязательств агент обязан рассчитаться с пострадавшим туристом, а затем уже предъявлять претензии оператору. Агенты считают это несправедливым. Они хотели бы нести ответственность только в рамках своей комиссии, которая максимально составляет 12%.
Например, как сейчас для агентов, покрывших своими деньгами аннулированные туры «Натали», будет решаться вопрос компенсации средств от туроператора, когда этот туроператор не объявляет себя банкротом, а даже если и объявит, то фингарантий, которые есть у «Натали», как известно, на всех не хватит? С другой стороны, если агент будет нести ответственность только в рамках своей небольшой комиссии, то как же турист реально попадет на курорт по уже проплаченной, но аннулированной путевке, на память от которой у него останется только 12% уплаченной суммы? Кто быстро и реально изыщет средства и нивелирует последствия скандала? Оператор, который обанкротился?.. МСиТ?
Вопрос требует отдельного разбирательства и интеллектуальных усилий, в том числе и от тех, кто регулирует отрасль на государственном уровне. И здесь ни в коем случае нельзя отмахиваться от отношений, которые возникают в Беларуси между оператором и агентом. Ведь не секрет, что наше государство заботят только интересы туриста: чтобы все уехали и приехали, никто не ночевал возле отеля, никто не возмущался, и права граждан, доверивших своих деньги бизнесменам, были защищены. А как же турагенты? Или наши туроператоры? Ведь они такие же граждане, как и все прочие.
«Как же нам распознать настоящего надежного туроператора, где критерии?» – задавала Елена Кудлакова на собрании вопрос, который, наверное, волнует всех агентов. Логичный ответ – уж во всяком случае, не по наличию фингарантий. Фингарантии-то у «Натали Турс» есть, с этой точки зрения все ок. Зачем же волноваться, создавать огромные группы обиженных агентов в телеграме, устраивать собрания пострадавших, составлять коллективные иски в Следственный комитет? Уважаемые агенты, сидите спокойно, ждите выплат – «Натали» вам все вернет…
Но что-то не сидится нашим агентам, которые «влетели» кто на 10, кто на 30, а кто и на 100 тыс. конвертируемых единиц. Все-таки, видимо, что-то не так с системой фингарантий, и это всем понятно. Зачем же тогда в письмах к Министерству просить ввести механизм регулирования рынка, который, как показывает практика, не дает в случае форс-мажора ни морального спокойствия, ни полноценных денежных компенсаций?
На самом деле агентов понять можно. И написанное, но пока не подписанное и не отправленное письмо в МСиТ – это своеобразный «крик души» самого незащищенного класса игроков белорусского турбизнеса. Пусть так, пусть путем писем, совместных исков в СК и групп в телеграме, но они консолидируются. Этот процесс уже идет. И хорошо, что в нынешний вторник смогли собраться вместе и турагентства, и туроператоры, и оба общественных объединения, чтобы попытаться сообща выработать единую позицию, которая не разрушит и так довольно хрупкий белорусский туристический рынок.
Что такое, по сути, на сегодняшний день местный туроператорский рынок?
Это представленные здесь «киты» российского, турецкого, греческого, туроперейтинга, несколько, будем так говорить, среднего калибра отечественных операторов и достаточно большая масса небольших белорусских создателей турпродукта. Плюс – огромная армия турагентов, которые готовы продавать путевки откуда угодно и чьи угодно – лишь бы удовлетворить клиента, главным трендом для которого сейчас является экономия. Ну, и важный нюанс рынка – всех наших белорусских туроператоров можно назвать «так называемыми». Потому что в классическом варианте туроператор не продает (он только формирует продукт), а наши продают, и даже, пардон, открывают уполномоченные офисы крупных зарубежных туропов. Так вот. Задача, которая стоит нынче перед «регуляторами отрасли» – учесть интересы всех игроков, без исключения. В том числе и интересы рядовых туристов, которые сейчас экономят каждую копейку, по этой причине предпочитают дешевые вылеты из Киева, и в случае введения какого-либо дополнительного налога на выездной туризм, для многих из них отдых окажется вовсе недоступным. Возможно ли учесть интересы всех?
Возможно – считают профессионалы белорусского турбизнеса. Например, обезопасить клиентов, агентов и туроператоров можно было бы путем введения обязательного страхования каждого тура – по типу страхования ответственности автовладельцев. Если правильно подойти к вопросу, это может стать бизнесом для страховщиков. Это, конечно, непростой вопрос. Не секрет, что страховщикам сложно оценить свои риски. Возможно, стоит вводить некие коэффициенты. Либо ограничить размер компенсаций фиксированной суммой (кстати, именно об этом на днях пошли разговоры в России – об ограничении компенсаций туристам в рамках фингарантий, которые не оправдали надежд и в полном объеме не покрывают потерь). Либо не страховать вылеты из соседних государств. Конечно, здесь много нюансов, но государство должно подключиться и помочь.
Еще один немаловажный вопрос: как все-таки разграничить миссии туроператоров и турагентов? Раньше оператору требовались лицензии, сертификаты, стаж работы, профильное образование. Сейчас нет ничего. Турагенту действительно сложно «отделить мух от котлет». Белорусскому туристическому рынку нужно искать собственные подходы ко всем этим вопросам. Готовые рецепты, «списанные» с опыта соседних государств, увы, не всегда нам подходят. У нас своя особая ситуация, как говорится, – свой путь. Так, например, не будем забывать, что множество скандалов минувших сезонов были связаны как раз с невозможностью выполнить свои обязательства агентствами – «Калипсо-тур», «Аврора-тур», «Чао бай». Собственно, белорусские операторы банкротились разве что в 90-х годах прошлого столетия. В основном, неприятности рынку в последние годы приносят либо иностранные операторы, либо собственные отечественные агентства, возглавляемые людьми, склонными к аферам. С этим фактом тоже надо считаться. И, видимо, как-то учесть при регламентации деятельности туроператоров и турагентов.
В любом случае, все участники собрания сошлись во мнении, что вряд ли решить проблемы нашего рынка поможет создание некого фонда, средства для которого будут формироваться по неясной схеме и, соответственно, тратиться по такой же.
Итогом заседания стало решение выработать совместное видение всех игроков турбизнеса – и турагентов, и туроператоров – вопросов регулирования туристического рынка. Проработанные предложения будут сформированы в одном документе и согласованы всеми сторонами. И затем РСТО и РСТИ будут лоббировать назначение специального совещания в Министерстве спорта и туризма – с тем, чтобы все-таки усилиями всей отрасли прийти к единому мнению – как белорусскому туризму жить и развиваться дальше.