Борьба с преступностью всегда была важнейшей функцией любого государственного устройства. Первостепенное значение придавалось этому и в высокоразвитом, одном из самых могущественных государств средневековья — Великом княжестве Литовском (ВКЛ).
Территория Великого Княжества Литовского в ХVІ веке была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов. Во главе воеводства стоял воевода, которому практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве. Наряду с административно-хозяйственными и военными функциями он осуществлял и полицейские, в том числе и уголовный сыск. Подвоевода являлся заместителем воеводы по административно-судебным делам, руководил работой воеводской канцелярии, председательствовал в низшем городском (замковом) суде.
В повете главой администрации был поветовый староста, компетенция которого была аналогичной компетенции воеводы, в волости — войт. Помощником поветового старосты и его заместителем по административно-судебным делам был подстароста.
После присоединения территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) ее административно-территориальное деление неоднократно изменялось. И только в 1801 году было учреждено пять губерний (Витебская, Виленская, Гродненская, Минская, Могилев-ская), которые и просуществовали вплоть до 1917 года.
На территории губернии высшая государственная власть принадлежала генерал-губернатору. В его ведении была и полиция, над которой он имел главное управление. Он осуществлял административные, судебные, хозяйственные функции и являлся официальным начальником полицейских управлений — городских и поветовых (уездных).
В Российской империи в ведении Министерства внутренних дел находился широкий круг вопросов, относящихся к внутренней жизни государства, однако ведущей его функцией стало обеспечение государственного порядка и общественного спокойствия, для чего было создано специальное структурное подразделение — экспедиция спокойствия и благочиния. Однако структура местного полицейского аппарата не претерпела каких-либо существенных изменений и основным инструментом борьбы с преступностью в ХІХ веке в Российской империи оставалась общая (наружная) полиция.
Быстрый рост преступности и отсутствие эффективных средств борьбы с ней вызывали серьезное беспокойство наиболее дальновидных руководителей полицейского аппарата. В 1866 году петербургский генерал-лейтенант Ф.Ф. Трепов направил царю Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».
Записка возымела действие: в том же 1866 году в Петербурге создается сыскное отделение, работа которого строится на использовании негласных методов. Вслед за Петербургом сыскные отделения начинают создаваться в полицейских органах других городов. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах. Однако общегосударственная система аппаратов уголовного розыска в стране отсутствовала.
9 августа 1910 года Министерством внутренних дел, возглавляемым П.А.Столыпиным, издается Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и устанавливала структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырех структурных подразделений-столов: личного задержания, розысков, наблюдения, справочного регистрационного бюро. По распоряжению П.А.Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников этих новых подразделений.
Признавая демократические принципы в качестве основных в организации государства после победы февральской революции, Временное правительство вынуждено было уже в первые дни упразднить в Министерстве внутренних дел Штаб отдельного корпуса жандармов (6 марта 1917 года), Департамент полиции (10 марта 1917 года) и Главное управление по делам печати.
3 марта 1917 года Временное правительство провозгласило замену полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления, признавая этим ликвидацию полиции и создание новых образований по охране общественного порядка.
Гражданская милиция Мин-ска находилась в ведении Исполнительного Комитета Общественной Безопасности при городском комиссаре. Протоколом 11-го заседания Комитета от 17 апреля 1917 года были утверждены Инструкции для наружной милиции и для руководства по уголовному отделу, а также смета расходов на содержание служащих уголовного отделения при штабе милиции за март и апрель. Комиссаром уголовного отделения минской городской милиции был судебный следователь Г.Г. Лебедев.
28 октября (10 ноября) 1917 года НКВД РСФСР, уполномоченный Советом Народных Комиссаров (СНК), издал постановление «О рабочей милиции», которое явилось первым нормативным актом, определяющим создание советской милиции как исполнительного органа местных Советов рабочих и солдатских депутатов. В соответствии с данным документом, создавались и новые формирования на территории Беларуси.
5 октября 1918 года коллегия НКВД РСФСР утвердила положение о советском уголовном розыске, органы которого учреждались в городах с населением не менее сорока — сорока пяти тысяч человек для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом.
При Главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД было создано Центральное управление уголовного розыска. На него возлагалась задача коренной реорганизации оперативно-розыскной деятельности на основе единообразного ведения розыскного дела.
В октябре 1920 года в Мин-ской губернии, освобожденной от польских военных частей Пилсудского, распоряжением Ревкома Беларуси было организовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции под руководством С. Мертенса.
В ноябре 1920 года в составе Главмилиции образовали Главное управление уголовного розыска, которое явилось первым центральным органом по организации и руководству подразделениями уголовного розыска на освобожденной от иностранной интервенции территории Беларуси.
Первым начальником службы уголовного розыска милиции Беларуси стал Антон Антонович Ковальский (начальник Главрозыска Главмилиции ССРБ с 6 ноября по 2 декабря 1920 года).
26 апреля 1922 года приказом НКВД БССР уголовный розыск в целях усиления борьбы с уголовной преступностью был выведен из подчинения милиции. (Кароткi нарыс гiсторыi мiлiцыi Беларусi. 1917; 1927., 1-е выданьне, Менск-1927 г., с.140). В центре было организовано управление уголовного розыска, непосредственно подчиненное наркому внутренних дел. Таким образом, в отделе уголовного розыска концентрировалась практическая борьба с уголовной преступностью, в т.ч. со спекуляцией, фальшивомонетничеством, служебными и имущественными преступлениями.
22 марта 1924 г. Управление уголовного розыска было ликвидировано, а функции его переданы Главмилиции БССР. В связи с этим Главное управление рабоче-крестьянской милиции БССР было переименовано в Управление милиции и уголовного розыска БССР.
В 1934 г. была проведена новая реорганизация органов охраны общественного порядка и государственной безопасности. 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял постановление о создании НКВД СССР.
В связи с этим ЦИК БССР 15 июля 1934 г. принял постановление об образовании НКВД БССР. В ведение НКВД БССР было передано Главное управление милиции и уголовного розыска БССР.
В 1949 году изменилась ведомственная подчиненность милиции, которая на основании приказа МВД и МГБ СССР от 17 октября была передана в МГБ. Белорусская милиция заняла свое историческое место в системе правоохранительных органов 19 мая 1954 года, когда на основании Указа Президиума Верховного Совета БССР органы госбезопасности выделили из системы МВД.
В период вхождения милиции в МГБ, впервые за всю историю уголовного розыска, вплоть до настоящего времени, произошло его переименование. В 1951 — 1953 годах он назывался отделом уголовного сыска УМ МГБ БССР. Такое название сохранилось до августа 1954 года, после того, как милиция снова вошла в структуру МВД.
Когда отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был преобразован в управление уголовного розыска, это говорило о возрастающей роли и значимости данной службы милиции в борьбе с преступностью. Деятельность УУР строилась по территориальному принципу в соответствии со специально разработанным для этой цели Положением. На управление уголовного розыска была возложена задача организации борьбы со всеми видами уголовных преступлений на всей территории СССР. Начальник УУР подчинялся непосредственно начальнику Главного управления милиции и его первому заместителю. Соответствующие изменения произошли и в структуре МВД БССР.
По материалам сайта МВД Республики Беларусь.