"Мясо в холодильнике с розовой подсветкой кажется свежее". Как цвет влияет на психику
На четыре вопроса о влиянии цвета на психику GO.TUT.BY ответили психотерапевт, эколог и искусствовед.
Что о нашем состоянии говорит любимый цвет?
Существуют специальные тесты на предпочтение цвета, с помощью которых можно определять свое эмоциональное состояние и даже выявить некоторые психологические расстройства. Самый известный — тест Люшера.
— Психически здоровый человек с эмоционально развитой сферой тянется к чистым, ярким тонам, — предполагает психотерапевт Елена Никитина. — И в уравновешенном состоянии приемлет все цвета.
Насторожить, по мнению врача, должно ярко выраженное и главное, продолжительное предпочтение одного цвета или его отрицание (как в одежде, так и в оформлении интерьера). И если вы уже много лет не перевариваете красный — вероятно, не уверены в себе, боитесь быть активным? А избыточная увлеченность этим цветом, наоборот, может свидетельствовать об агрессивности. Симптомом скрытых страхов и тревожности психотерапевт называет хроническую симпатию к серым, коричневым или черным оттенкам.
Как силу цвета используют в магазинах?
Каждый из нас хоть раз в жизни выходил из магазина с товаром, который ему не нужен. В этом, в том числе, можно «винить» и цвет.
— Маркетинг широко использует цвет, чтобы внушить покупателю необходимость приобретения товара, — считает преподаватель цветоведения Ольга Почкаева. — Мясо, например, в гипермаркете нередко продают в холодильнике с розовой подсветкой. Так оно будет казаться свежее, чем на самом деле.
Мандарины и апельсины часто упаковывают в красную мелкую сетку. Из-за этого кожура плодов кажется более сочного и насыщенного цвета, а значит, и сами плоды — зрелыми и полезными.
Информация о скидках часто оформляется красным или оранжевым цветом — так нас побуждают к действию. Первым, кто поддастся на подобные уловки, будет покупатель, который устал, спешит или взволнован. А таких — большинство.
Меры, которые помогут противостоять маркетинговым трюкам, — ходить за покупками в спокойном расположении духа, со списком того, что нужно купить, и суммой денег, рассчитанной на него.
Дома «мышиного» цвета — это плохо?
У большинства серый ассоциируется с грустью и однообразием. Доказано, что унылая городская застройка плохо влияет на наше состояние. Но, представьте, похуже серости для современного мегаполиса — слишком насыщенные тона.
— Чрезмерность в цвете — отличительный компонент народной культуры. В городе она неуместна, — предполагает Ольга Почкаева. — В сельской местности яркий домик в окружении зелени всегда будет смотреться гармонично. А вот если таким же цветом залить 17-этажный 5-подъездный дом, он будет давить на психику.
Цвет зданий и сооружений в большом городе должен учитывать то, что его житель находится под влиянием постоянно действующих внешних раздражителей. Шум, скученность, загрязненный воздух, обилие рекламы… А слишком концентрированный цвет еще больше «нагружает» восприятие. Какой реакции ожидать от человека, который больше часа едет домой после работы, а к нему приближается лимонно-желтый транспорт? Отторжение, раздражение, а то и агрессию. Серые фасады домов в такой ситуации, скорее, останутся просто незамеченными.
Самый лучший способ «раскрасить» любой мегаполис, по убеждению эколога Нины Козелько, — озеленение:
— Листок или бутон — это множество оттенков цвета, поэтому на них глаза будут всегда отдыхать.
Можно ли влиять на настроение с помощью цвета?
Но если ваша участь — однотипная бесцветная панелька в спальном районе с парой кустов у подъезда?
— Создавайте максимально комфортную цветовую среду внутри квартиры, — советует Елена Никитина. — Для этого не нужен дизайнерский ремонт, достаточно, например, набора ярких кружек. Приуныли — наливайте чай в оранжевую, устали и хочется расслабиться — голубую или зеленую. Можно даже принимать цветные ванны с помощью окрашенной морской соли.
Наслаждение цветом питает эстетическое восприятие, а это стимулирует выработку эндорфинов, гормонов удовольствия подчеркивает Никитина. И вспоминает одно зарубежное исследование: людям давали пить один и тот же кофе в разных по цвету чашках. Тем, кто пробовал напиток в желтой, кофе показался более душистым, тем, кто пил из черной — более горьким, из голубой — более нежным.