Госатомнадзор: стресс-тесты БелАЭС подтвердили запасы безопасности
Созданный в 2007 году департамент по ядерной и радиационной безопасности министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзор) занимается одним из самых чувствительных и актуальных для Беларуси вопросов – надзором за безопасностью строящейся АЭС. Страна-новичок в ядерной энергетике, Беларусь самым пристальным образом изучает и внедряет лучший мировой опыт при строительстве АЭС и в обеспечение ее безопасности. О работе Госатомнадзора и результатах стресс-тестов АЭС, проведенных накануне предстоящего лицензирования запуска первого энергоблока, в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Запад" рассказала начальник Госатомнадзора Ольга Луговская.
- Беларусь провела стресс-тесты Белорусской АЭС в соответствии с европейской методологией и подготовила национальный доклад по их итогам. Каковы основные выводы Госатомнадзора и каковы дальнейшие направления работы?
- В рамках подготовки Национального доклада сделаны следующие выводы.
Анализ природных факторов показывает, что станция устойчива к экстремальным погодным воздействиям.
Анализ сочетаний экстремальных погодных условий показывает, что при любых комбинациях возможных опасностей сохраняется возможность перевода и поддержания АЭС в безопасном состоянии.
Комплексная оценка безопасности АЭС при сейсмическом воздействии продемонстрировала 30%-й запас безопасности по прочности для оборудования и трубопроводов Белорусской АЭС.
Стресс-тесты не выявили дополнительных (не учтенных в Отчете по обоснованию безопасности первого и второго блоков Белорусской АЭС) внешних экстремальных воздействий и их комбинаций.
В то же время, проанализированы возможности потери электроснабжения станции и конечного поглотителя тепла (воды) и их сочетание в результате экстремальных природных воздействий. Сделаны следующие выводы.
В случае потери всех источников переменного тока на АЭС при активной работе реакторной установки существует 72 часа на принятие мер по восстановлению и поддержанию запаса воды для исключения повреждения топлива в реакторе.
При потере конечного поглотителя тепла имеется достаточно технических средств для предотвращения повреждения ядерного топлива и перевода реакторной установки в безопасное состояние.
Анализ сочетания потери поглотителя тепла с полным обесточиванием АЭС продемонстрировал отвод остаточных тепловыделений от реакторной установки при помощи системы пассивного отвода тепла парогенератора в течение не менее 72-х часов.
Если гипотетически предположить, что в результате экстремальных природных воздействий все же будет реализована ситуация тяжелой аварии, в том числе с обесточиванием АЭС и потерей теплоносителя, то для управления такими авариями в проекте Белорусской АЭС предусматривается комплекс технических и организационных мер, направленных на перевод станции в контролируемое и управляемое состояние.
В ходе работы над Национальным докладом Госатомнадзор определил ряд мер, направленных на увеличение запасов безопасности Белорусской АЭС и предложил подходы к планированию действий по итогам стресс-тестов.
- ENSREG в целом позитивно оценила отчет о стресс-тестах БелАЭС, однако дала белорусской стороне определенные рекомендации. В чем они заключаются и в какой степени будут учтены?
- В числе позитивных комментариев экспертов ENSREG по поводу устойчивости Белорусской АЭС отмечается наличие в проекте станции пассивных систем обеспечения безопасности, способных работать в автономном режиме даже в условиях полного обесточивания станции, а также такой пассивной системы как ловушка расплава.
Кроме того, эксперты высоко оценили организацию глубокоэшелонированной защиты Белорусской АЭС и ее возможности при управлении тяжелыми авариями. Они также подчеркнули важность наличия полномасштабного тренажера БелАЭС, который позволяет моделировать различные аварийные ситуации и готовить персонал станции. Отмечено также оборудование и навыки аварийно-спасательного подразделения на площадке Белорусской АЭС.
Если говорить о рекомендациях, часть из них касается дополнительной аналитической работы. Например, рекомендовано рассмотреть подготовленный в 2018 году сейсмический вероятностный анализ безопасности (ВАБ), что мы уже делаем в рамках лицензирования эксплуатации энергоблока №1. Предложено завершить исследование по рассмотрению сейсмического события 1908 года вблизи района размещения Белорусской АЭС, чтобы прояснить его природу и завершить рассмотрение каталога зонирования и сейсмики.
Часть рекомендаций относится непосредственно к системам и оборудованию станции. Например, организовать точки подключения альтернативного стационарного источника электропитания для обеспечения электроснабжения в случае запроектных аварий или рассмотреть возможность установки автономных средств сброса давления в системе охлаждения реактора. Есть и те, что затрагивают техническую документацию - например, разработать симптомно-ориентированные аварийные процедуры и провести обучение персонала станции. Кстати, этот документ также рассматривается в ходе экспертизы безопасности в рамках лицензирования эксплуатации первого энергоблока БелАЭС.
Представители Европейского союза неоднократно подчеркивали, что результаты партнерской проверки передаются белорусской стороне в расчете на "интеллектуальное управление" ими. Это значит, что белорусский регулятор должен тщательно проанализировать рекомендации и выработать оптимальные подходы для их реализации.
- Одной из рекомендаций ENSREG было разработать национальный план действий по усилению безопасности БелАЭС по итогам проведенных стресс-тестов. Когда будет готов документ? Будет ли он представлен общественности, и какие ключевые действия предусматривает?
- Поскольку целью и результатом стресс-тестов является усиление безопасности АЭС, формирование и последующее планирование соответствующих мероприятий по усилению безопасности предполагалось изначально. Как уже сказано, ряд мер, направленных на увеличение запасов безопасности Белорусской АЭС, идентифицирован на этапе подготовки Национального доклада. Подходы к формированию Национального плана действий были согласованы в сентябре 2017 года межведомственной комиссией под руководством заместителя премьер-министра Владимира Семашко.
План будет содержать конкретные действия и мероприятия технического, организационного и аналитического характера со сроками реализации. В него войдут мероприятия, предложенные Госатомнадзором на этапе подготовки Национального доклада, а также сформированные на основе анализа рекомендаций партнерской проверки. Некоторые предложения европейских партнеров пересекаются с нашими рекомендациями. Часть из них уже реализуются. В целом формирование плана планируется завершить в конце сентября текущего года. Заинтересованные смогут с ним ознакомиться.
- В 2017 году Беларусь принимала SEED-миссию МАГАТЭ, в октябре этого года ожидается миссия EPREV. Запрашивала ли Беларусь (или будет запрашивать) еще какие-либо миссии агентства на будущее?
- Беларусь широко использует предлагаемый Агентством инструментарий оценочных миссий. Планируется к проведению миссия по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики (INIR) для фазы 3 развития ядерной энергетической программы (для фазы 2 аналогичная миссия проведена в Беларуси в 2012 году). Кроме того, по линии регулирующего органа состоятся миссии ISSAS – по учету и контролю ядерных материалов и IPPAS по физической защите. В 2016 году Беларусь принимала еще одну важную миссию – по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности (IRRS). Как правило, через несколько лет после миссии IRRS проводится так называемая пост-миссия, которая оценивает ход внедрения рекомендаций. Думаю, что нам тоже предстоит к ней готовиться.
- Какое еще взаимодействие идет с МАГАТЭ, помимо миссий, в части реализации проекта БелАЭС и обеспечения ядерной безопасности в стране?
- Беларусь строит свою первую АЭС и развивает свою ядерную энергетическую программу в соответствии со стандартами безопасности МАГАТЭ. В этой связи взаимодействие с МАГАТЭ – один из основных приоритетов нашего международного сотрудничества. У нас есть интегрированный рабочий план МАГАТЭ для Беларуси, мы реализуем национальные проекты технического сотрудничества и участвуем в региональных. В практическом плане это масштабное обучение наших специалистов, семинары, научные визиты и стажировки, поставки оборудования и специализированного программного обеспечения для анализа безопасности АЭС, экспертные миссии в Беларусь опытных специалистов. Кроме того, мы неизменно участвуем в важных мероприятиях на площадке МАГАТЭ, в ходе которых страны-участницы обсуждают и совместно вырабатывают современные подходы к обеспечению безопасности.
- Когда будет завершена экспертиза документов для лицензии на эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС? Какие ключевые параметры учитываются?
- Заявка Белорусской АЭС на получение лицензии на эксплуатацию энергоблока №1 поступила в октябре 2017 года. Экспертиза безопасности – одно из ключевых звеньев лицензионного процесса в отношении деятельности по использованию атомной энергии. Одновременно Госатомнадзор проводит оценку соответствия организационных и технических возможностей заявителя (ГП "Белорусская АЭС") лицензионным требованиям и условиям.
Экспертизу безопасности проводит Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси по техническому заданию Госатомнадзора. Эксперты проверяют всю доказательную базу безопасности эксплуатации энергоблока, ее полноту, соответствие обосновывающих документов требованиям законодательства в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также международным рекомендациям. Анализируется безопасность комплекса мероприятий, не только эксплуатации как таковой, но и обращения с ядерным материалом, радиоактивными отходами и прочее.
Осенью текущего года будет принято решение о лицензировании обращения с ядерным материалом, что является необходимым условием для поставки ядерного топлива на площадку Белорусской АЭС.
- Будут ли привлекаться иностранные специалисты к процессу проведения экспертизы безопасности БелАЭС на этапе выдачи лицензии?
- Поддержка со стороны российских и европейских экспертов в рассмотрении документов, обосновывающих безопасность Белорусской АЭС, фактически уже оказывается. Для этого мы используем отработанные инструменты сотрудничества. Мы получаем методологическую помощь европейских экспертов в рамках международных проектов технического сотрудничества Европейского союза, направленных на содействие белорусскому регулирующему органу в области ядерной и радиационной безопасности.
Соглашение о сотрудничестве с российским регулирующим органом – Ростехнадзором определяет условия взаимодействия с российскими экспертами. План мероприятий по реализации соглашения сформирован и ежегодно обновляется. В этот план входит и содействие российской стороны в проведении экспертизы безопасности.
- Будут ли проведены публичные слушания перед выдачей лицензии на эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС? Когда и где? Будут ли приглашены на них иностранные эксперты, в частности, из Литвы? В какой степени могут быть учтены итоги слушаний при принятии решения о выдаче лицензии?
- МАГАТЭ рекомендует регулирующим органам предоставить общественности возможности высказать свое мнение в рамках процесса лицензирования ядерной установки. Мы получили соответствующую рекомендацию миссии IRRS в 2016 году.
Общественные слушания проводятся именно перед такими общественно значимыми решениями регулирующего органа, как выдача лицензии на эксплуатацию энергоблока АЭС.
В настоящее время мы находимся в стадии разработки нормативно-правовой базы, которая будет регулировать подготовку и проведение общественных слушаний по важным решениям регулятора в области ядерной и радиационной безопасности. Для этого мы уже изучили опыт и подходы регулирующих органов Венгрии, США и Канады к организации таких мероприятий.
Хочу подчеркнуть, что в основе принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии лежит всесторонняя экспертиза документов, обосновывающих безопасность. Проверка включает и проведение соответствующих поверочных расчетов, рассмотрение проектных решений и их реализации на объекте. Такая работа выполняется в течение года экспертной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы безопасности, с привлечением экспертного сообщества Беларуси, а также экспертов из других стран. Это трудозатратный и наукоемкий процесс.
Формат общественных слушаний предполагает донесение до общественности результатов экспертизы безопасности, выводов проведенной оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и условиям и подтверждение регулирующим органом обоснованности принимаемых решений.
- Предполагаются ли какие-то новые проекты сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности с Евросоюзом (какими-то другими странами)?
- Налажено многолетнее сотрудничество с Европейским союзом, которое реализуется в рамках INSC – инструмента сотрудничества по ядерной безопасности. На практике этот инструмент представляет собой последовательно сменяющие друг друга проекты и программы. В 2018 году мы начинаем реализацию нового проекта технической помощи ЕС, который направлен на содействие белорусскому регулирующему органу, учитывает специфику текущего этапа развития ядерной энергетической программы Беларуси и наши потребности. Проект предусматривает усиление регулирующих компетенций по всем направлениям нашего функционала – организация надзора, система управления, стратегическое планирование, техподдержка, экспертиза безопасности. По сути проект предполагает внедрение лучших мировых практик в сфере надзора за ядерной безопасностью. Реализация проекта рассчитана на 30 месяцев.
Кроме того, Госатомнадзор с момента создания широко вовлечен в международное сотрудничество по вопросам ядерной и радиационной безопасности. У нас установлены и реализуются двусторонние соглашения с регуляторами и организациями их технической поддержки Австрии, Армении, Венгрии, Германии, Латвии, Польши, России, Словакии, стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), Украины, Франции, в планах – Литва и Словения. Приоритетом двустороннего сотрудничества является взаимодействие с Российской Федерацией, прежде всего с Ростехнадзором, от которого мы получаем значимую поддержку и помощь для развития белорусской регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности.
На многосторонней основе, помимо ЕС и МАГАТЭ, Госатомнадзор участвует в международных объединениях регулирующих органов ядерной безопасности: Форуме сотрудничества регуляторов RCF, Ассоциации регулирующих органов ядерной безопасности Западной Европы WENRA (в качестве наблюдателя), Форуме органов регулирования стран, эксплуатирующих реакторы ВВЭР (в качестве наблюдателя).
- Литва по-прежнему выступает основным критиком строительства БелАЭС. Слышит ли Госатомнадзор те опасения, что высказывают власти и общественность страны-соседки? Есть в критике с их стороны конструктивные моменты? И готов ли Госатомнадзор их учитывать?
- Мы готовы транспарентно и открыто работать с литовской стороной как в двустороннем, так и в многостороннем формате, обсуждать вопросы обеспечения безопасности в рамках своей зоны ответственности. Наш визави – Государственная инспекция ядерного регулирования Литовской Республики VATESI. В настоящее время мы продолжаем подготовку проекта соглашения о сотрудничестве с литовским регулятором. Документ предполагает обмен информацией. Мы рассчитываем, что соглашение может быть подписано до конца года. Сейчас проект находится в Литве после того, как мы его доработали в рамках предыдущих консультаций.
Аналогичные соглашения у нас имеются с Польшей, Россией, Украиной. Завершается ратификация подписанного в начале года соглашения с Латвией.
Мы заинтересованы в сотрудничестве с VATESI. Это авторитетный и опытный регулирующий орган. И сегодня у нас есть достаточно активное взаимодействие. Литовский регулятор напрямую задает вопросы, которые касаются аспектов строительства БелАЭС. Мы, естественно, отвечаем. Причем максимально открыто. Критические высказывания, касающиеся компетенции регулирующего органа и эффективности надзора, мы слышим и продолжаем планомерную работу по повышению квалификации наших специалистов, совершенствованию системы управления регулирующего органа, а также регулирующих требований к системам обеспечения качества эксплуатирующей организации, генерального подрядчика и субподрядных организаций, поддержке и развитию культуры безопасности.
- Госатомнадзор относительно молодой регулятор. На каком этапе находится формирование его организационной структуры? Какова численность представителей надзорного органа и каким образом формируются их компетенции?
- Мы считаем, что на сегодняшний день наша структура оптимальна. Количество штатных сотрудников Госатомнадзора с 2013 года удвоилось и сейчас у нас в штате 82 сотрудника. Кроме того, 25 человек работают в нашем научно-техническом центре, который призван координировать деятельность 16 организаций системы технической поддержки регулирующего органа в области ядерной и радиационной безопасности – научных институтов, образовательных учреждений.
Такая структура и штатная численность сложились после пристального изучения международного опыта и направлений деятельности. Необходимо учитывать, что наши специалисты осуществляют не только надзор за ядерной безопасностью в рамках строительства и подготовки АЭС к вводу. Мы надзираем за обеспечением безопасности всех источников ионизирующего излучения в Беларуси (медицина, промышленность, наука) – их в стране более 23 тысяч. Под нашим надзором находятся около 1,5 тысячи организаций.
Сотрудники к нам приходят, получив профильное образование в рамках общегосударственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики, которая является частью государственной программы "Образование и молодежь". Их готовят БГУ, БГУИР и БНТУ. В дальнейшем для них разрабатываются индивидуальные программы профессиональной подготовки с учетом полученного образования и опыта работы. Наши специалисты стажируются на действующих АЭС с реакторами типа ВВЭР в России, других странах. Безусловно, насыщенное взаимодействие по вопросам повышения компетенций предусмотрено в рамках сотрудничества с МАГАТЭ, в рамках проектов техпомощи Европейского союза. Профессионализм и компетентность – неотъемлемый атрибут современного регулирующего органа в области ядерной и радиационной безопасности.