Боевые машины Осиповичского РОЧС готовы ко всему!
Если бы мы сейчас вдруг очутились в XIX веке и пришли на экскурсию в тогдашнее пожарное депо, то с удивлением обнаружили бы там лошадей, телеги, деревянные бочки для воды и самые простые ручные насосы… А ведь бравые пожарные с таким небогатым арсеналом постоянно выезжали на помощь и не боялись бороться с огненной стихией, которая частенько буквально бушевала! Отваге тех спасателей можно только позавидовать. И как хорошо, что времена меняются, технологии развиваются, и теперь нашим родственникам, друзьям, знакомым, которые носят гордое звание «спасатель-пожарный», приходится работать совсем с другими средствами ликвидации бедствий — куда более безопасными, быстрыми и мощными. Давайте заглянем в местную пожарную часть. Что же на «вооружении» у осиповичских спасателей?
Еще на подходе к крыльцу административного здания райотдела по чрезвычайны ситуациям можно увидеть первую «боевую машину» – ту самую вышеупомянутую телегу, во всей своей начищенной красе припарковавшуюся под навесом. А на ней – бочка и вполне себе работающий насос. Но не надо переживать: этот прекрасный экспонат собрали и установили сами спасатели еще в 2014 году – такой вот своеобразный символ-«фишка» пожарной части. А вот сразу же за инсталляцией случайный или не очень посетитель попадает на так называемый фасад – внутренний двор отдела, где своего часа ждет уже современная пожарная техника: и на улице, и за гаражными воротами.
Четыре больших красных автомобиля и один легковой такого же цвета стоят во внутреннем дворе. И если последним ежедневно пользуются инспекторы райотдела — для большинства кабинетной работы здесь просто не существует, — то пожарные машины — необходимый резерв. Случаев, когда они могут понадобиться, множество: автомобили дежурной смены уже на вызове, а нужна помощь там же или в другом месте, о подмоге просят в соседних районах и областях, возникли какие-то неполадки основного автомобиля… Каждая из этих машин — в полной боевой готовности, несмотря на то, что называется резервной. Мало ли в какой момент придется стартовать? Поэтому все необходимое оборудование на месте, воды и пены — полные баки,техническое состояние — в норме. Садись и едь.
Повернувшись лицом к зданию, экскурсант замечает четыре высоких проема, в зависимости от ситуации открытых или затянутых подъемными воротами. Здесь — автомобили, которые по вызову сразу же отправляются на выезд. Самая первая в ряду и ближе всего к центру оперативного управления — пожарная автоцистерна (АЦ). Автомобиль (на снимке) поступил на вооружение местных спасателей в 2015 году. 20-тонная автоцистерна — наиболее распространенный тип специализированной техники огнеборцев. Как и у большинства подобных машин, задние двери скрывают отсек с насосом. Здесь же и несколько заборных рукавов, с помощью которых вода попадает в бак. По бокам — масса отсеков- тайников со всем необходимым на пожаре оборудованием. В двух из них — несколько десятков рукавов, переходники к ним и специальная заборная сетка, позволяющая закачивать в бак воду из любого водоема, будь то хоть лужа посреди улицы, хоть заросшая тиной канава: внутрь попадет только вода, а не мусор. Неподалеку также немаловажный, хотя и самый простой хозяйственный инвентарь: ломы, лопаты, топоры, багры, веревки. Ведь иногда именно такие, казалось бы, банальные приспособления могут помочь куда больше любой современной техники. Ближе к кабине — инструменты помощнее и посерьезнее:бензорез и бензопила, специальные ножницы. Снабжен автомобиль и гидравлическим инструментом высокого давления (700 бар), который используется для вскрытия железобетонных конструкций, например, завалов, или автомобилей, пострадавших в авариях. К слову, 1 бар равен 750 мм ртутного столба — почти нормальному для человека атмосферному давлению. А теперь умножьте эту цифру на 700… Как прокомментировали спасатели, можно даже не почувствовать, как он отрежет, например, руку неумелому пользователю. Есть в автомобиле и переносной генератор с мачтой освещения — если что, в темноте спасателям работать не придется, и мотопомпа, которая дает автономность, когда нет возможности использовать для тушения стандартные средства. Впереди еще и лебедку подсоединить можно, сверху — портативная лестница, а отдельный лафетный ствол позволяет тушить пожары на расстоянии до 80 метров. Кстати, есть у автомобиля и своя «фишечка», отсутствующая в более старых моделях: когда машина движется задним ходом, окружающих об этом оповещает пронзительная сирена, чтоб наверняка никто не попал под такую махину.
Похожим образом оснащены практически все пожарные автоцистерны. Рядом с АЦ 10-40 чуть более старая модель выпуска 2010 года, но она также на базе МАЗовских шасси. Хоть насосный отсек и выглядит здесь немного иначе, но принцип работы совершенно аналогичный. Да и укомплектована почти так же: бензоинструмент, ломы-топоры, помпа, колонка для гидранта… В запасе 16 рукавов обычных и один специальный перфорированный: им осаждают выбросы химических веществ. В обеих автоцистернах просторные кабины, где уже лежат заготовленные кислородные баллоны, а бойцы здесь же прямо в пути могут переодеться в боевую форму — это позволяет сэкономить драгоценные минуты.
Значительный объем этих машин занимают баки для воды и пены. И если первую набирают в любом удобном месте, будь то водопровод или пруд, то пенообразователь хранится непосредственно здесь, в гараже, в самых обычных баках, из которых автомобильные резервуары заполняются по мере необходимости. А вот водяная емкость полной должна быть всегда: нельзя возвращаться в часть, только чтобы набрать воды. Это техническая необходимость: с пустым и особенно полупустым баком огромная красная машина может перевернуться, потеряв устойчивость. Поэтому есть негласное правило: где воду льют, там же ее и набирают. Запасы тушащих средств у автомобилей внушительные. Так, первый позволяет использовать до 10 тонн воды и 600 литров пенообразователя, второй — 5 т и 300 л соответственно.
Третий «постоялец» гаража — с первого взгляда похожая на остальные большая красная машина, но уже с надписью на борту «АБР» — автомобиль быстрого реагирования. По сравнению с предыдущими, здесь запас воды минимальный: всего 600 литров. Но ведь и задачи у нее немного иные, как понятно из названия. Такой автомобиль используют для оперативной доставки личного состава и дополнительной техники на место чрезвычайного происшествия. Потушить горящий автомобиль, собрать ртуть, снять осиные гнезда, вытащить застрявшего в болоте туриста, помочь терпящему бедствие на воде, приподнять автобус — все это ложится на «плечи» АБР. Потому и укомплектован он совершенно иначе. Кроме обязательных и привычных для пожарных автомобилей насосных станций и запаса рукавов, в отсеках и на полках машины расположились, например, несколько водолазных костюмов и ласты, ОЗК — известная всем «химзащита», ствол высокого давления, позволяющий тушить огонь на значительной высоте. С помощью пневмоподушек спасатели приподнимают автобус, чтобы высвободить застрявшего под ним человека. Даже доска для передвижения по болотистой местности есть! При необходимости к автомобилю также подсоединяется лафет с лодкой — и вот уже спасатели могут покорять водную гладь. В общем, АБР — первый помощник, когда нужно действовать крайне оперативно и продержаться, пока не прибудет подмога.
Четвертое парковочное место в гараже занимает автолестница. Длина рычажной лестничной конструкции — 30 метров, то есть с ее помощью можно подняться до 9 этажа. Из оборудования здесь только необходимый минимум: веревки, растяжки, пара запасных рукавов. Все-таки техника узкоспециальная.
…Сегодня парк боевой оперативной техники РОЧС — это 8 автомобилей: 4 вышеперечисленных плюс аналогичный по задачам резерв. Регулярно каждая машина проходит техосмотр, а ездят на них квалифицированные водители. Но хотелось бы, чтобы эти большие красные автомобили почаще оставались в гараже: это будет означать, что ЧП не произошло.
Мария ТАЛЕЙКО. Фото автора и Анастасии Матюшенко.