Свыше полусотни вещей Витольда Бялыницкого-Бирули перевезут в Могилёв
|
Все эфирные видеоматериалы в любое время доступны |
Масштабная реставрация предметов одной коллекции завершена сегодня в главном арт-музее Беларуси. Свыше полусотни личных вещей народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бирули перевезут в Могилёв.
Точнее, раритеты вернутся в стены, которые покинули пять лет назад. Столько длится модернизация первого в мире мемориального пространства одного из величайших пейзажистов XX века.
В такой момент Бялыницкий-Бируля поставил бы подпись и дату. 20 картин с авторским росчерком 1910-х, 1920-х и до конца 1940-х – завершены. Снова «парадные». «Травматическая вмятина», «загрязнение поверхности», «мелкосетчатый кракелюр» – теперь лишь выдержки из истории болезни пейзажей на холсте и картоне.
Светлана Дикуть, заведующая сектором Национального художественного музея Беларуси: «Работы были расконвертированы и вынуты. Обнаружились по краям, по углам некоторые разрывы, проколы от кнопок, от гвоздей. Что касается живописи, там было несколько работ нуждавшихся в укреплении. Где-то мы поменяли подрамники, были уже такие ветхие и искривлённые».
Осталось шедевры одеть в рамы, деревянные. Уверены – сядут новые, как родные. Всё же, спецзаказ. Увезут в Могилёв и самый известный портрет передвижника. Витольд Каэтанович – в кресле. Утеряно. За этим столом Абрамцевской мануфактуры явно засиживались художник Коровин, певец Шаляпин на прославленной даче под Тверью.
Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Достаточно свободная экспозиция будет. Будет много «воздуха». Будут ключевые вещи с «Чайки» – это мебель, это медали, которые Бялыницкий получал на разных выставках, включая Барселонскую».
13 объектов прикладного искусства вынесут из тесного хранилищ по минскому адресу улица Ленина, 20, чтобы внести в просторные залы на Ленинской, 37 в Могилёве. Особняк XVII века готов снаружи. Внутри – смонтирован так называемый «экспозиционный пояс», собраны витрины. В общем, как только пространство «насытят» мемориальным – добро пожаловать, или посторонним вход разрешён. Обещали с осени.
«Минск и Могилёв не могут поделить наследие Бялыницкого-Бирули» – заголовок одной газетной статьи. Ситуация из прошлого – недалёкого. Лет 15 назад дом «с сохранением действующей экспозиции», предлагали сдать на баланс области. Сегодня уж спору нет, где быть запятой – делить нельзя, оставить в структуре главного арт-музея страны.
У нас самая представительная в мире коллекция единственного народного художника БССР и РСФСР – более полутысячи раритетов. В сторону малой родины большого пейзажиста 37 живописных работ отправятся в сопровождении реставратора. Это будет тот самый момент, когда Бялыницкий-Бируля поставил бы подпись и дату.