Чемпионат мира по вертолётному спорту стартовал под Минском
Больше 30 экипажей со всего мира в течение недели будут соревноваться за титул Чемпиона. На прошлом первенстве – в Польше – наша сборная была второй. Сейчас задача – долететь до золота.
И это на дорогах отношение к женщине за рулём – разное. В небе, говорит пилот вертолёта Любовь Приходько, нет места земным предрассудкам. Она поднимала в воздух разные машины – от отечественных «мишек» (так она называет легендарный Ми-2) до «иномарок». А официальный титул абсолютной чемпионки мира получила уже после того, как соперницы стали называть ее «королевой винтокрылого спорта».
Любовь Приходько, абсолютная чемпионка мира по вертолётному спорту: «Абсолютное первенство было среди мужчин и среди женщин, тогда одних женщин экипажей 20 было. Было очень много разных типов вертолётов, мы тогда на Ми-1 выступали. Всё напряжённо, великолепно, красочно, красиво. Только тогда было больше экипажей. 80 участников, а сейчас чуть больше 30. Это дорогой спорт, надо большие средства вкладывать, но нам даётся такая возможность. Тренируйтесь и показывайте результат».
Но тренирует звёздная вертолётчица не белорусов – всё же родом из Украины. Впрочем, признаётся: в небе-то никто паспорт не посмотрит, поэтому готова дать урок любой – или любому. Вообще этот чемпионат мира по вертолётному спорту уникален, в том числе потому, что участие в нём принимает максимальное количество женских экипажей за всю историю. 16-й вертолётный мундиаль под Минском всё же начали мужчины – с параллельного полёта на точность. Эту дисциплину называют «королевой вертолётного спорта». Две машины синхронно преодолевают дистанцию. Отклонение даже на миллиметр карается штрафными очками. В итоге – золото, серебро и бронза в копилке российской сборной.
Антон Данченко, участник чемпионата мира по вертолётному спорту: «Первый день был организован отлично, погода лётная. Результаты улучшаются. На общем фоне всё хорошо, лидируют явно россияне, мы их догоняем, где-то очень близко».
Но уже на втором этапе белорусы показали свой класс. Параллельная развозка грузов принесла нашей команде первое и третье места.
Анатолий Дятлов, судья национальной категории: «Для вертолётчиков сложно тем, что тут разные высоты, если на четырёх метрах она легко заходит, то там на шести и восьми метрах немного тяжелее. Потоком воздуха сносит».
Всего же в чемпионате мира по вертолётному спорту принимают участие 36 лучших экипажей со всего мира. Самая многочисленная сборная – российская, Москва выставила сразу 13 вертолётов, рассчитывая, что «чёртова дюжина» займёт чуть ли не весь пьедестал. Побороться за награды также прилетели вертолётчики из Польши, Австрии, Германии, Китая и Украины. Но эксперты говорят – планы России на общий триумф если и может кто-то сорвать, то именно Беларусь – у нас семь экипажей, зато какие: все пилоты – мастера спорта международного класса.
Впрочем, пока в небе сегодня были соревнования, на земле – сплошной праздник. На котором пилоты из разных стран говорили о своих «птичках», как и положено – с трепетом и в деталях, но не выдавая всех конструкторских изменений. А вот те, кто летать не привык (речь уже о простых зрителях) с удовольствием рассматривали типовые модели авиатехники, наверняка мечтая о самостоятельной «мёртвой петле» в небе. И кто знает, может, на этих вертолётах в наше небо поднимутся звезда белорусского биатлона Дарья Домрачева вместе с уже норвежско-белорусской легендой Уле-Эйнаром Бьёрндаленом?
А вот чуть выше к небу сегодня были артисты на церемонии официального открытия чемпионата. Хотя песни были не только про самолёты, но любовь или дружба – это ведь тоже близко к облакам. Но всё же зрители ждали шоу не вокального, а авиационного. И команда «От винта!» поступила, когда на главной трибуне аэродрома Липки собрались те, кто уже не раз поднимался на высоту.
Прославленные космонавты Пётр Климук и Олег Новицкий, легендарный лётчик Николай Мочанский – не судьи, но их оценка чемпионата будет очень важна. Замечен на трибуне и премьер-министр.
И затем началось то, ради чего и собрались зрители – показательное авиашоу. Правда, здесь обнаружилась недоработка организаторов. Козырёк вип-сектора не позволил вип-гостям увидеть выступления. Потому чиновники и космонавты шоу смотрели стоя, а Домрачева с мужем присоединились к родственникам норвежца на трибуне.
Но первым делом самолёты – не только те, что в небе. И хоть по долгу службы у Андрея Кобякова тоже солидное количество часов налёта, пусть и не за штурвалом, но какой же мужчина (а все мы в душе мальчишки) откажется детальнее изучить эти большие взрослые игрушки?
Ну что ж, всё только начинается! Завтра на Боровой пилоты посоревнуются в мастерстве навигации. В четверг – одна из самых красочных дисциплин – параллельный слалом. Пятница – это день квалификации и 1/8 финала слалома в классе General, а вечером – вертолётная развозка грузов на точность. Первые победители станут известны в субботу, когда в финале определятся лучшие экипажи в развозке в классе Master, и в слаломе в классе General. В воскресенье – финалы в тех же дисциплинах, лишь классы техники поменяются местами.
А вот во второй половине воскресенья зрители увидят уникальное и яркое шоу – комбинированную вертолётную эстафету. Организаторы говорят – это будет изюминка всего чемпионата. И шоу состоится при любой погоде.
Игорь Тур, Павел Савицкий, Александр Зонов, Сергей Янковский, НН, ОНТ