Романчук: беларуская система аренды — это удар по бизнесу и простор для коррупции
Экономист Ярослав Романчук в цифрах показывает, как чиновники манипулируют стоимостью земли и ценами на аренду. Таким путем можно быстро наполнить бюджет, но вот только даже среднесрочная перспектива власти не интересует. Деньги нужны здесь и сейчас, хотя через десять лет суммы поступлений от бизнеса могут быть на порядок больше. Так, например, стоимость аренды небольшого земельного участка (0,2286 гектаров) в Дзержинском районе выросла почти в 20 раз. В конце 2012 года его кадастровая стоимость составляла 27226,26 долларов. Стоит отметить, что власти сами не доверяют национальной валюте — и все цены привязаны к доллару.
Как рассчитывалась аренда
Для расчета годовой арендной платы за земельный участок указом президента был установлен коэффициент 0,011. В итоге годовая арендная плата составила 149,75 долларов (1.250.410 рублей до деноминации). Спустя какое-то время человек, вложивший в бизнес сотни тысяч долларов, привязывается к этому участку. А теперь следите за руками: «В апреле 2016 года кадастровая стоимость этого же участка в 0,2286 гектаров увеличилась до 42999,66 долларов. Коэффициент, установленный президентом не изменился — 0,011, а вот Дзержинский райисполком в конце 2013 года постановил увеличить в два раза размер ежегодной арендной платы за земельные участники. В результате годовая арендная плата составила: кадастровая стоимость х коэффициент президента х коэффициент Дзержинского райисполкома или 42999,66 х 0,011 х 2 = 945,99 долларов (17.566.135 неденоминированных рублей)», пишет Романчук.
Меньше чем через месяц, в апреле 2016 года, Дзержинский райисполком делает очередной перерасчет. Кадастровая стоимость того же земельного участка в 0,2286 уже увеличилась до 58635,9 долларов. В итоге годовая арендная плата составила 1289,99 долларов или 23.953.820 неденоминированных рублей. То есть за четыре года и четыре месяца стоимость земельного участка в Дзержинском районе в долларах увеличилась в 2,2 раза. Арендная плата за земельный участок за это время выросла в долларах в 8,6 раз, а в рублях — в 19,2 раза.
То есть все вокруг рушится, ВВП страны теряет почти 40 миллиардов долларов, рубль обесценивается в 2,3 раза, среднегодовая инфляция (2012-2016) составляет 24,2%, а средняя зарплата с пика в 590 долларов в 2014 году падает до 361 долларов в 2016 году — а чиновники просто манипулируют цифрами ради разовой прибыли. И, фактически, своими действиями убивают бизнес, который может принести деньги в бюджет. Попросту говоря, это власти совершенно не волнует.
А что говорят в Минфине
В Минфине и МНС считают, что налоговая нагрузка у нас не увеличилась, что ставки налогов остались прежними, что те, кто жалуется на высокие поборы государства, просто не умеют работать. Президент потребовал не повышать налоги — они и не повышают. «Вместо этого они манипулируют размером налогооблагаемой базы для расчёта налогов, а также коэффициентами и индексами, на которые изменяются обязательные платежи в бюджет. А ещё они ввели множество обязательных платежей, в том числе плата за услуги, которые формально налогами не называются, но имеют все признаки налога», — считает Ярослав Романчук.
При этом, по информации экономиста, в данной ситуации открывается огромное пространство для манипуляций и коррупции. Например, для «нужных» людей появляются понижающие коэффициенты или освобождение от налогов, для «чужих» — налоги с разрушительными повышающими коэффициентами.
«Сначала они заманивают инвесторов всяческими льготами, преференциями и обещаниями, а потом исподтишка бьют под дых изуверскими инструментами. Предсказать их поведение в отношении земли и недвижимости невозможно. Такого рода полномочия номенклатурных распорядителей землёй — прямое приглашение к коррупции», — отмечает Романчук.
И самое печальное, что сложившуюся систему даже не планируют оздаравливать: «К сожалению, предложенные изменения в Налоговый кодекс не защищают производителей товаров и услуг от номенклатурного беспредела распорядителей землёй».