Откуда деньжищи? Как белорусы смогли купить 23 тысячи новых машин за полгода
За первое полугодие белорусы купили 23 тысячи новых авто. Для сравнения — за 9 месяцев 2017 года было продано даже немного меньше — 22 426 авто. Неужели экономика настолько пошла в гору? Или для такого праздника есть другие причины? AUTO.TUT.BY решил разобраться, где брали деньги белорусы для покупки новых авто.
— Причин, на мой взгляд, несколько. Первая — рост реальных доходов населения. По статистике, они выросли за январь−май на 7,7% относительно аналогичного периода прошлого года. Мы такого давно не видели, — объясняет замглавы Белорусской автомобильной ассоциации и директор компании «Китайские автомобили» Сергей Варивода. — Вторая — еще выше темпы роста потребительского кредитования, включая и автокредиты. Январь−май этого года — 70-процентный прирост задолженности физческих лиц перед банками по потребительскому кредитованию. Мы видим, что доля продаж автомобилей физлицам при помощи финансовых инструментов выросла за год примерно с 40% до 50%. Третья причина — рост ВВП на 4,5% и связанное с этим восстановление платежеспособного спроса юрлиц. И, наконец, четвертая причина — это снижение цен на автомобили в белорусских рублях в номинальном выражении. Это касается тех автомобилей, которые поставляются из Российской Федерации, а таких на рынке новых авто — 90%. Поэтому за счет укрепления белорусского рубля к российскому более чем на 10% мы смогли преодолеть подорожание автомобилей в российских рублях и более того — снизить цены относительно уровня начала года. Если мы опасались того, что предполагаемый и состоявшийся рост цен в России приведет к повышению цен в Беларуси, то оказалось, что в России цены выросли, а в Беларуси — упали.
Действительно ли кредиты стали тем самым драйвером продаж? Мы изучили, как распределялись покупки у некоторых представителей авторитейла. Оказалось, что финансовые инструменты — не всегда палочка-выручалочка, хотя и имеют большой удельный вес.
Renault
Импортер марки не предоставляет данных по распределению продаж при помощи финансовых инструментов. Известно только, что 130 сделок были совершены при помощи trade-in.
LADA
В «Минск-LADA» не рассчитывают точных цифр по распределению продаж, но нам смогли озвучить примерные доли. Что касается trade-in, то доля таких сделок невелика, буквально считанные проценты. Продажи в кредит и рассрочку доходят до 40−45%. Лизинг занимает порядка 10%. Остальные покупки происходят за счет личных средств граждан.
Еще один импортер марки, «Ардера», такую информацию не предоставил.
Volkswagen
40% покупателей этих автомобилей — физические лица. При этом клиенты марки активно используют все три финансовых инструмента — кредит, лизинг и trade-in. Наибольшей популярностью пользуется кредитование — около 20% сделок проходит при помощи заемных средств банков, лизинг используют почти в два раза меньше покупателей. Довольно велико количество сделок через trade-in — более 200.
Nissan
До 70% покупок совершается при помощи финансовых инструментов — кредита, лизинга и рассрочки. Примерно 20% покупок проходит с использованием системы trade-in. Причем оставшуюся часть суммы можно как прокредитовать или взять рассрочку, так и использовать собственные средства. Рост продаж объясняют выгодными финансовыми инструментами, включая рассрочку, которая поддерживается импортером.
Kia
У марки Kia расклад сил следующий (причем очень точный): таким инструментом, как лизинг, воспользовались 17,32% покупателей. Немного больше — 18,23% — купили машины в кредит. Доля тех, кто приобрел автомобили за собственные средства, составила 64,45%.
Skoda
Доля тех, кто покупает «за свои», и тех, кто пользуется кредитом, примерно равная. Покупка с использованием trade-in занимает около 12%. Из финансовых инструментов предлагается кредит, рассрочка, лизинг для физлиц и юрлиц и рассрочка за счет собственных средств дилера. Доля физлиц составляет 60%, юридических — 40%.
Mercedes
У немецкой марки львиную долю покупок осуществляют юридические лица. Это объясняется тем, что в статистику включена коммерческая техника — микроавтобусы Sprinter. В итоге доля физлиц составляет всего 20%. При этом основным финансовым инструментом является лизинг. Кредит при покупке Mercedes-Benz вообще не используется.
Общие итоги
Доля физлиц в общих продажах в первом полугодии составила 62%. Среди них доля покупок в кредит составила 27%. Лизинг использовали 23% покупателей. И 11% сделок проходило при помощи trade-in. Как видим, кредит и лизинг — далеко не решающие аргументы при покупке нового автомобиля. Половина покупателей приобретали авто за счет собственных средств. Выделяется из общей массы разве что Geely, у которой доля продаж в кредит доходит до 95−97%. Но это легко объясняется льготными условиями.
— Всех интересует вопрос — а что дальше? Рынок растет не только у автодилеров, он растет во всех сегментах примерно с такими же темпами. Замедление темпов роста неизбежно, и в целом по году мы будем иметь уже не 70%, а, на мой взгляд, 40−50% по отношению к прошлому году. 70% — это очень резкий скачок, и мы имеем его по всем позициям импорта. Темпы импорта растут, а экспорта — падают. Это следствие как раз укрепления белорусского рубля к российскому. В целом это представляет макроэкономическую угрозу. Власти должны находить инструменты, чтобы остудить потребительский бум. Думаю, что рынок будет замедляться, — рассуждает Сергей Варивода.