Уникальный подъемник, исторические экспонаты, пожарный автокран. Все звезды парада МЧС
Юбилейный, посвященный 165-летию пожарной службы, парад техники МЧС, прошедший в Минске 21 июня, был самым грандиозным и интересным показом техники за всю историю. Рассказываем о наиболее интересных спецмашинах МЧС, проехавших по Минску в парадной колонне.

Историческую часть парада открывал, если так можно выразиться, «парадный расчет» штабных автомобилей советского производства совсем недавнего прошлого. Подумать только: ведь даже ВАЗ-2108 времен СССР в хорошем состоянии — уже редкость. МЧС показало сразу несколько знакомых всем легковушек. Примечательно, что все автомобили окрашены исторически достоверно в соответствии с ГОСТом 1975 года, действовавшим до распада СССР и некоторое время после него.

Было и немало исторических пожарных автомобилей. Впервые показали вот этот. Это ПСГ-65/130 (она же БПС-51) — бензоперекачивающая станция на шасси ГАЗ-51. Ее особенностью являлось размещение насосной установки в особом отсеке (насосной кабине) с распашными дверками, размещенном между кабиной и кузовом автомобиля. Использовались такие машины, прежде всего, на аэродромах и складах горючего для перекачки топлива, но в пожарной охране такие машины работали в качестве насосных станций поддержки на крупных пожарах.

Один из самых ценных образцов в музейной коллекции МЧС Беларуси и один самых самых передовых отечественных пожарных автомобилей 1960-х годов — АЛГ-30(157К)Л20 — автолестница гидравлическая с высотой подъема 30 м, на шасси ЗИЛ-157К, модели Л20. Это была первая в СССР автолестница с гидроприводом колен. Перед нами исторический подлинник «в оригинале». Особо необходимо отметить, что машине вернули исторически достоверную полностью красную окраску своего времени.

Классическая советская сельская пожарная автоцистерна 1980-х годов — АЦ-30 (5312) 106 Г. Такие кое-где еще до сих пор служат. В свое время была награждена государственным Знаком качества СССР за наилучшее на тот момент соотношение объема вывозимых огнетушащих веществ и собственной массы.

Автоцистерн на базе современных МАЗов МЧС использует несколько десятков типов на шасси всех семейств. На вершине «рейтинга» — особо тяжелые автоцистерны на внедорожных шасси МАЗ-6317 вместимостью 11 и 12 тонн воды. Тяжелых цистерн на вооружение МЧС за последние несколько лет поступило довольно много как по количеству единиц, так и по числу модификаций. Основной их производитель — СООО «Пожснаб» из Борисова.

Это предмет гордости минского городского МЧС. Таких машин в мире не более двух десятков. 90-метровый коленчатый подъемник Bronto Skylift F90HLA на особом пятиосном шасси Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100, доработанном фирмой Paul. Длина машины в транспортном положении — 15 м, масса — почти 50 т. И при этом спецподъемник способен развивать скорость в 110 км/ч! Для тушения пожаров на высоте водопенные коммуникации способны пропускать до 3800 л воды в минуту. Впечатляющие характеристики впечатляющей машины от финской компании Bronto — мирового лидера противопожарных высотных технологий.

Пожарный автокран Terex Demag AC 100/4 — еще один уникальный автомобиль из автопарка минских огнеборцев. Грузоподъемность крана 100 т, максимальная скорость движения — 85 км/ч. Стрела может выдвигаться на высоту в 77 м! В случае необходимости на стреле такого крана можно монтировать водопенные коммуникации.

Этот автомобиль ничего не тушит, но обеспечивает работу по тушению крупных пожаров. Унифицированная компрессорная газозарядная станция на шасси МАЗ-5337А предназначена для зарядки сжатым воздухом специальных противогазов, которые спасатели используют для дыхания в условиях сильного задымления. В общем, это «автомобиль обеспечения дыхания».

А это интересное наследие, перешедшее МЧС от инженерных войск советской армии, — одна из машин, входящих в так называемый «комплект мостостроительных средств КМС-Э». Это автомобиль со сваебойным понтоном сваебойно-обстроечного парома. Помимо него в комплекс входят еще несколько машин. КМС-Э — отличная вещь для того, чтобы строить деревянные мосты через небольшие реки быстро и качественно. Специалисты Пинского центра РОСН, откуда эта машина, возвели уже несколько десятков мостов в белорусских деревнях и селах.

В Пинске и Гомеле стоят понтонные парки МЧС — мощные формирования, которые обеспечивают наведение понтонных переправ во время паводков на Полесье или в других необходимых случаях (вспомним «треснувший» мост через Припять под Житковичами). Это КрАЗ-255 с речным звеном понтонного парка ПМП-М из Пинского центра РОСН. Впечатляющая и красивая машина.

Замыкали парад Geely Atlas, которые в особом представлении не нуждаются. Теперь это также техника МЧС. Такие кроссоверы стали поступать «на вооружение» в качестве штабных автомобилей.