Днем врач, вечером райдер. В 21 год витебчанка встала на ролики, а теперь входит в мировой топ
Светлана Ушакова преподает на кафедре ортодонтии в БГМУ, ведет прием и планирует писать диссертацию. Светлана Степанова катается на роликах, учит фристайл-слалому других и в разных его дисциплинах входит в топ лучших в мире. Но вообще-то, это — одна и та же девушка. С ней GO.TUT.BY поговорил о медунивере, роликах за 800 долларов и о том, что в дождь в Минске кататься приходится под мостом.
Откуда взялся фристайл-слалом
Светлана выросла в Витебске. После химико-биологического класса поступила в медуниверситет. На четвертом курсе выбрала будущую профессию — ортодонт. На пятом влюбилась во фристайл-слалом.
— Увидела роллеров, захотела кататься. Пока выбирала в интернете ролики, наткнулась на слалом, — вспоминает девушка.
— Часто приходится объяснять, что это?
— Ну да, почти никто не знает. Хотя, например, во Франции этот спорт довольно популярен.
Фристайл-слалом — это объезжание конусов. Выглядит, как фигурное катание — только на роликах. Ну, или танец — тоже на роликах.
— Можно сказать, что это экстремальный спорт?
— Для заядлых экстремалов — нет. Для обычного человека да, потому что можно и упасть. Обычно остро реагируют на кровь и ссадины, но на деле это ерунда. У меня самая серьезная травма — растяжение: ходить могла, но полтора месяца не каталась.
Только познакомившись со слаломом, Светлана была уверена: чтобы научиться ездить, как ребята на видео, надо было заниматься с детства и с тренером. А ей исполнился 21 год, из спортивных достижений — «девятка» по физкультуре в школе.
— Решила: освою хотя бы для себя! По видеоурокам с ютьюба занималась на лыжероллерной трассе. Там познакомилась с другими райдерами из Витебска: фристайл-слалом — спорт специфический, сразу видно, когда кто-то пытается тренироваться.
Дешевые китайские ролики, на которых учила базовые «восьмерки», девушка даже в расчет не берет: развалились через два месяца. Первой называет пару профессиональных Seba FRX, которые купила за 200 долларов с зарплаты ассистента стоматолога. В тот же год приехала на соревнования в Минске.
— Это потому, что я очень много тренировалась, — подчеркивает Светлана. — Летом, пока каникулы, часов по семь.
Первые соревнования Свете очень запомнились — из-за нервов:
— Гробовая тишина, мраморный пол. Судьи сидят отдельно. Тебя объявляют, и ты дрожащими ногами пытаешься что-то делать. Было очень волнительно, но я почему-то решила продолжать. Фристайл-слалом для меня — это самовыражение. Суть в том, чтобы совместить все элементы индивидуально. Показать, что ты придумал и как сделал. И тебя вообще мало что волнует, когда ты катаешься.
Днем ортодонт, вечером райдер
В Минске Светлана живет три года. Привели ее сюда не ролики — а ортодонтия. После интернатуры и распределения в стоматологической поликлинике Витебска решила очно заканчивать ординатуру в столице.
— Для работы в Беларуси это не обязательное требование, но для современного ортодонта необходимое, — уверена доктор.
Сейчас она работает в БГМУ: преподает, ведет прием, планирует писать диссертацию. По тому, как Светлана говорит о своей профессии, видно, что ей это — в кайф. Сложно представить, но дети иногда боятся доктора Светлану Ушакову (хотя вообще-то ортодонтия — не про резкую боль и страх бормашины).
История с фамилией — потому, что в университет устраивалась с фамилией мужа. Девичья (хотя Светлана говорит «райдерская») фамилия — Степанова.
— А про ролики на работе знают?
— Коллеги — да, потому что с роликами прихожу на работу. И кое-кто из студентов. Помню, после пары подошла девушка и спросила: «А вы еще на роликах катаетесь?» Оказалось, была у меня на мастер-классе.
График такой: если погода хорошая, то после работы Светлана едет на лыжероллерную трассу в Веснянке. А в плохую? А зимой?
— Это проблема, — пожимает плечами медик. — В Питере несколько роллердромов, в Минске нет ни одного. Кататься в дождь вредно для подшипников, плюс выше риск травмы. Зимой мы занимаемся на велодроме, где мало места и много людей, так что тренируем только трюки и теряем форму. Вчера под мостом катались. Не очень, а что делать?
«Мы» — это команда InMove, магазин и роллер-школа. Светлана ведет занятия с учениками — и делает записи видеоуроков, которые смотрят даже в Чили. Баланс соблюсти сложно, особенно когда хочется отработать что-то самой.
— Но кто будет в Минске учить? Взрослых, которые участвуют в соревнованиях по фристайл-слалому, на всю Беларусь — человек пять. Хочется, чтобы подросло новое поколение. И логично, что развивать спорт будут те, кто им занимается.
После тренировок Светлана возвращается домой, иногда ближе к полуночи. Говорит, если накатывает усталость, надо остановиться — но получается редко.
«Надеюсь, выбирать не придется»
Летом, когда в БГМУ почти два месяца отпуска, Светлана уезжает на соревнования. В этом году была в Нидерландах на чемпионате мира. Скоро отправится в Италию, где ее пригласили поработать детским инструктором в тренировочном лагере. В планах — «трехконусные» соревнования в Берлине и культовые в Париже: главное, чтобы визы на все хватило.
Каждый чемпионат командра старается превратить в турпоездку: оказаться в городе на несколько дней до начала выступлений или задержаться после, чтобы успеть объехать все достопримечательности — конечно, на роликах.
Денежные вознаграждения даже за победу на европейских чемпионатах почти не предусмотрены. Чаще вручают экипировку. С ней могут помочь еще и спонсоры: магазины или производители роликов. Учитывая, что профессиональные ролики стоит около 500−800 долларов, это существенно. Могут еще оплатить поездку на соревнование или наградить за место.
— У меня — третья пара роликов за год, это много даже для профессионального райдера. Если бы покупала сама, с одними можно было бы и два года откатать.
Взамен спортсмены делают фото и видео с продукцией бренда — повышают узнаваемость в соцсетях. Есть ли финансовая отдача от слалома, Светлана никогда не считала. Но предполагает, что вышла в плюс.
— Зачем люди зарабатывают деньги? Чтобы тратить их на материальные блага и развлечения. А тут хобби само себя обеспечивает и путешествовать помогает. Не считая глобальных вещей: того, что фристайл-слалом помогает мне выражать себя. А еще, оказывается, у тебя столько друзей и знакомых по всему миру! В прошлом году мы с ребятами опоздали на самолет в Париж из Варшавы. Взяли билеты на следующий рейс, а пока решали покататься по городу, я написала о ситуации в инстаграм. Сразу же море ответов: роллеры предлагали помощь и компанию. Или, например, едешь в Испанию, никого конкретно там не знаешь, но понимаешь, что там есть райдеры — а значит, один не останешься.
Судя по международному рейтингу, Светлана входит в семерку лучших в мире в разных дисциплинах фристайл-слалома. Среди девушек в нем — еще одна белоруска, Василиса Маслова из Гродно, которая стала чемпионкой мира в дисциплине «слалом баттл».
Света понимает: если бы сосредоточилась на роликах, только каталась и тренировалась, результаты были бы лучше. Но медицину бросить не может — не из-за денег, по любви.
— Мне и фристайл-слалом нравится, и ортодонтия, — смеется она. — Так что, надеюсь, не придется выбирать.