Август и следующий за ним сентябрь богаты на события. «АиФ» составил календарь праздников представителей разных конфессий.
Три Спаса
Август - время одного из самых древних и строгих постов - Успенского. Пост начинается 14 августа, а заканчивается 28-го - в день Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на строгость, он считается у верующих самым приятным и легким благодаря обилию фруктов и овощей. В народе даже сложилась поговорка: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Название «Спасовка» Успенский пост получил именно потому, что связан с тремя Спасами: первый - Медовый - приходится на начало поста, второй - Яблочный - на середину, и третьим - Ореховым - пост заканчивается.
14 августа отмечается первый Спас, который также называют Спасом на воде, Мокрым и Медовым Спасом. 14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Этот праздник слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечался в народе как Маковей. Его название созвучно слову «мак», поэтому в кушаньях, подаваемых к столу в этот день, обязательно присутствовали маковые зерна. Хозяйки пекли постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.
В народном календаре первый Спас - Медовый - праздник пчеловодов. В этот день в ульях заламывали первые медовые соты. Если за этим наблюдали дети, то их обязательно нужно было угостить. Согласно народному поверью, если, проверяя ульи, бортник пожалеет меда хоть одному ребенку, пчелы пропадут. Полагали, что после первого Спаса пчелы перестают делать мед. В этот день в храмах совершается освящение меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу.
С первого Спаса начинаются проводы лета. После Маковея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет».
Второй Спас - Великий Спас, Спас на горе - отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне.
Великий Спас особо почитаем в народе. С ним связано много примет и запретов. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника - Яблочный. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили: «Спас - в достатке хлеба у нас». После Великого Спаса, который служил границей между летними и осенними циклами работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки. В народе второй Спас считался днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна - теплой; если же после Спаса - осень будет теплой, зима - поздней, а весна - холодной.
Третий Спас отмечают 29 августа. В христианской церкви это праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа в 944 году. В народной традиции третий Спас совпадал со временем окончания жатвы. Во многих местах проводили дожинки и пекли пироги из муки нового урожая. Отсюда и одно из народных названий праздника - Хлебный. Еще этот Спас называют Ореховым. Считается, что к этому дню окончательно созревают орехи. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами.
Дни щедрости
21-24 августа отметят священный мусульманский праздник Курбан-байрам. Официальная дата праздника выпадает на 10-й день 12-го месяца зуль-хиджа (по мусульманского лунному календарю).
Курбан-байрам - один из самых древних священных дней для всего исламского мира. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Самый значимый обряд этого праздника - хадж (паломничество). Обряд жертвоприношения зародился после случая с пророком Ибрахимом, которому приснилось, что Аллах для испытания веры приказывает ему принести в жертву сына Исмаила. Как истинный верующий Ибрахим был готов выполнить наказ Аллаха, да и Исмаил согласился стать жертвой. Однако, как повествуется в Коране, вместо этого Всевышний ниспослал Ибрахиму барана, который и был принесен в жертву.
Курбан-байрам - праздник заботы о ближнем, единения семьи и покорности Всевышнему, поэтому в каждом доме должна царить атмосфера гостеприимства и щедрости. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки.
Вознесение на небо
15 августа католики отметят Успение Девы Марии, которая после смерти вознеслась на небо. Кончина Девы Марии была столь необычной, что принято говорить не о смерти, а о переходе в иной мир. После вскрытия гробницы вместо останков Девы Марии был обнаружен букет роз. В 1950 г. папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. В этом догмате отразилась вера, которой издревле придерживалась церковь.
Начиная с 6 века Католическая церковь отмечает праздник 15 августа. Существует традиция приносить в этот день первые плоды нового урожая в дар храмам и часовням, посвященным Мадонне, в знак благодарения и освещать цветы.
В традиции Восточного христианства, в том числе православия, празднику Успения предшествует двухнедельный пост, который называется Успенским.
Новый Год
С вечера 10 сентября до вечера 11 сентября евреи всего мира будут праздновать Новый год - Рош а-Шана. Согласно иудейскому календарю наступит 5779 год.
В переводе с иврита Рош а-Шана - «голова года». Для еврейского народа этот день - и праздник, и день Высшего Суда. Согласно иудейским преданиям в эти дни открываются Книги жизни и смерти, в которые записываются все события, что произойдут с людьми в грядущем году.
По традиции, в Рош а-Шана едят яблоки с медом и различные сладости. На столе обязательно стоят блюда из рыбы - символа плодородия и размножения; гранат - чтобы заслуг стало много, как зернышек в гранате; кружочки моркови - как символ золотых монет.
С Рош а-Шана начинаются десять дней молитв и покаяния, заканчивающиеся Йом-Кипуром - днем всепрощения и искупления. В эти 10 дней евреями принято обдумывать свои поступки, исправлять допущенные ошибки, каяться. Лишь после Йом-Кипура решение Творца утверждается и «скрепляется печатью».