«В один день сдавали по два-три предмета». Выпускница журфака БГУ рассказала, как на самом деле учат студентов
Виктория Крупская, выпускница-2018 заочки Института (уже факультета) журналистики БГУ, рассказала на baj.by, каково это — пытаться стать дипломированным журналистом в нынешней системе образования. Во-первых, будьте готовы, что на сессии придется сдавать по три экзамена за день. Во-вторых, далеко не факт, что все преподаватели собираются дать вам максимум полезного и нужного. В-третьих, если ваше мнение не совпадает с мнением «правильным», то будьте готовы страдать. Если вы еще не передумали поступать и верите, что у вас-то точно все будет по-другому, почитайте рассказ вчерашней студентки.
«С профессией журналиста я определилась в девятом классе, когда пошла в Школу молодого журналиста при газете «Інфа-Кур’ер». Некоторые знакомые и даже близкие люди не понимали, что я там забыла. Действительно, первое время мне с большим трудом удавалось искать темы, легко и интересно писать, брать комментарии у чиновников. Как мне кажется, в то время моя ценность для редакции заключалось в том, что я могла приносить «мясо» для материалов, которое «готовили» для читателей.
О поступлении
За время внештатной работы у меня накопилось 176 материалов — их я повезла как портфолио на внутренний экзамен в Институт журналистики БГУ. За толстую папку мне поставили 10 баллов. При поступлении набрала 317 баллов из 500. Я была третьей на бюджет.
О сессиях
Одна из классных сессий, которые у нас были, — установочная. Мы только слушали лекции, знакомились с одногруппниками и преподавателями, наслаждались маленькой студенческой жизнью. Потом начались «десять кругов ада» — так экзаменационные сессии называли мои коллеги из группы.
Наша программа была ужата с шести на пять лет. Из-за этого мы в один день сдавали модули, в которых было по два-три предмета.
Готовились одновременно к психологии, философии и педагогике. Материалов для изучения много, а времени — мало. Мы с девчонками шутили, что на экзамен надо прийти выпившими. Идея была в том, что под алкоголем в людях сразу просыпаются философ, психолог и воспитатель. Сессии — один из главных плюсов учёбы на заочке. В это время я с удовольствием отдыхала от работы, вдохновлялась общением с одногруппниками и интересными преподавателями.
О преподавателях и предметах
Одним из любимых и полезных для меня предметом была зарубежная литература, которую вёл Фёдор Валентинович Дробеня. Его требовательность к обязательному прочтению в очередной раз доказала, что студенты-заочники могут всё, как в анекдоте про изучение китайского языка за 15 минут. Фёдор Валентинович — преподаватель, у которого пара словно экзамен. Его предмет «Зарубежная литература» вернул мне любовь к книгам.
А вот предметом «Редактирование» я и мои одногруппники были разочарованы. Единственное, чему нас научила преподаватель, так это фразе «рэдагаванне — гэта даведзены да ладу».
Она называла нас тупенькими и говорила: «Так вы все и сдохнете журналистами».
Про «правильные» ответы
Ещё помню, как на одном экзамене мне задали два вопроса, на которые я «неправильно» ответила. Первый: «Кто для вас идеал в журналистике?». Я ответила, что пока нахожусь в поиске себя и авторитета в профессии.
Второй: «Кого из беларуских блогеров вы знаете?». Я успела назвать только Антона Мотолько. Мне сказали: «Не смейте сказать мне об этом на государственном экзамене». Уточню, что до экзамена нам дали список имён колумнистов, обозревателей и журналистов из госСМИ.
О людях
К счастью, такие мелкие неприятности не влияют на общее впечатление об Институте журналистики БГУ. Приятных преподавателей оказалось намного больше. Одни шли на встречу и общались по курсовым работам по интернету, другие разрешали на экзамене выйти в коридор и подумать ещё раз над своим ответом, третьи хвалили нас, заочников, за то, что мы всё успеваем и выделяем самое главное и краткое из большого объёма информации.
О госэкзаменах и защите диплома
Госэкзамены прошли неплохо. Я получила свои восемь баллов. Часть разговора была посвящена ситуации вокруг маршруток. Председатель комиссии у меня спросил: «Как вы думаете, изменения предусмотрены в пользу пассажиров, или государство таким образом решило отнять готовый бизнес?» Я выбрала второй вариант. Мне показалось, что со мной были не согласны.
Перед защитой дипломной работы я представляла, как получу свои девять балов (их рекомендовали руководитель и рецензент), запощу счастливое фото с проектом в Instagram и похвастаюсь результатами на работе. Однако та же комиссия, что и на госах, снизила мне оценку на два бала, не дав конструктивный ответ за что. Было сказано: «Работа у вас никакая». Комиссии виднее, но я расстроилась. На вручении диплома меня попросили «не крыўдзіцца, бо мяне ж любяць».
Что делать
Всем, кто хочет получить диплом журналиста, советую поступать на заочное отделение и устраиваться на работу в СМИ. Именно практический опыт облегчил мне учёбу. Коллеги научили (и учат) меня необходимому в профессии: писать, общаться с людьми, придумывать темы, реализовывать проекты».