Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Источник материала:  
17.07.2018 08:10 — Разное

Дерзость, пытливость ума, независимость мышления, живой интерес к людям – благодаря этим качествам режиссер-постановщик, документалист Надежда Горкунова громко заявила о себе с первых дней работы на Белорусском телевидении. В рискованной для женщины профессии режиссера она видела себя с детства. Мечтала посвятить себя телевизионному театру, но по воле обстоятельств стала снимать документальные фильмы, нашла собственный подход к своим невымышленным героям, среди которых Виктор Манаев, Николай Кириченко, Стефания Станюта, Владимир Подгайский, Сезария Эвора и многие другие. В ее творческой жизни было признание строгих критиков, любовь зрителей, престижные награды, в том числе белорусские "Оскары" – "Хрустальные аисты". С 2016 года она посвящает себя независимым проектам. Обозревателю портала www.interfax.by Надежда Горкунова рассказала о своем пути в телевизионное искусство, простых секретах счастливой семейной жизни и о том, как остаться другом для своего взрослого сына и для самой себя.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

– Все мы родом из детства. Как Вы думаете, что помогло маленькой Наде вырасти в большого режиссера-документалиста?

– Не задумываясь скажу, что у меня было наисчастливейшее детство, интересное, свободное, наполненное открытиями и знакомствами. Я родилась в Витебске. Семья была большая, дружная, с традициями, заложенными старшим поколением. Дедушка, Анатолий Трус, был актером Коласовского театра, одним из его корифеев. Дом держался на бабушке, которая умудрялась в самые тяжелые времена, в войну и эвакуацию, всех накормить, одеть. Папа Геннадий Рябоконь – тяжелоатлет, легенда советского спорта. Мама – хранительница семейного очага, по профессии педагог фортепиано. Младшая сестра Юля, очень творческий человек. Всё, к чему она прикасается, расцветает. Она мой строгий барометр.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Маленькая Надя с родителями

Жизнь в доме бурлила, каждый новый день не был похож на предыдущий. Близкие всегда поддерживали во мне любознательность. Наверно, поэтому я до сих пор не знаю, что такое скука. Поощряли самостоятельность, учили быть ответственной, доверяли с самого нежного возраста. Однажды мы с мамой отправились в большой универмаг. Она оставила меня на первом этаже, а сама побежала на третий. Мама была уверена, что я не испугаюсь, не заплачу. Меня тут же окружили бдительные тетеньки: "Девочка, почему ты одна, где твои родители?!" Я совершенно спокойно отвечала, что меня зовут Надя, мне четыре с хвостиком лет, моя мама пошла покупать тесемочку...

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

С сестрой Юлей

Театр Якуба Коласа был для меня родным домом. Меня там все знали и любили. Очень многое я впитала, общаясь и наблюдая за актерами-легендами.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Дедушка и бабушка Анатолий и Софья Трус

В 12 лет на зимних каникулах я одна поехала поездом к маминой подруге в Ленинград, самостоятельно ходила в ТЮЗ, в филармонию, на выставки. За ручку меня никто никогда не водил. В школе получала сплошные тройки – результат самостоятельного мышления. В старших классах твердо решила, что буду режиссером. Близкие понимали, что это трудный путь для женщины. Но сразу одобрили мой выбор, сказали: если чувствуешь в себе силы – вперед, но никакой помощи, никакого "замолвить словечко" не жди. В театрально-художественном институте узнали, что я внучка Анатолия Труса, только после того, как я поступила.

Человековедение интересовало меня всегда, сколько себя помню. Моей дипломной работой был моноспектакль по пьесе Евгения Шабана "Вячэра" с Татьяной Мархель в роли героини – мудрой деревенской женщины в возрасте. Мэтры из экзаменационной комиссии недоумевали: "Неужели вам, молодой девушке, интересна жизнь одиноких, брошенных пожилых людей?" Настал мой черед удивляться: "Разве возраст имеет значение для того, чтобы интересоваться судьбой?" Мой вопрос поверг экзаменаторов в ступор. Меня упрекнули в том, что я "очень самостоятельно мыслю". Это казалось диким: а разве может быть иначе?

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

2-й курс БГТХИ. С однокурсниками Иваном Пинигиным и Сергеем Ревунковым

– Для людей творческих профессий очень важна поддержка близких. Вы чувствовали ее? Как Ваши домочадцы относились к тому, что их жена и мама сутками пропадает на съемках?

– Мой муж Геннадий Горкунов был большим, серьезным художником, стоял у истоков возрождения белорусского гобелена. Когда мы познакомились, он уже прошел через многие тернии и испытания в своей жизни и творческом становлении. Для меня муж стал поддержкой, опорой, учителем, другом. (Надежда овдовела, когда ей было 40 лет. – Прим. авт.) Режиссер – профессия совсем не тепличная, поэтому иногда слезы лились рекой – от усталости, перенапряжения, непонимания. Тогда муж говорил: "Чем труднее сейчас, тем проще будет потом. Ты должна закаляться. Это твой путь, я вижу". Отвозил меня на съемки, встречал, когда я возвращалась под утро. Такая доброта, забота со стороны мужчины очень важна. Мы оба старались, чтобы в нашем доме было уютно, вкусно, тепло, весело. Это очень просто, если есть взаимный интерес друг к другу и любовь. Тогда ведь и жизнь искрится.

Ребенка я ждала на 5-м курсе института. Сын родился, рос, а параллельно с ним росла в профессии и я. Брала маленького Арсения в короткие командировки, он часто бывал у отца в мастерской – одним словом, часто видел нас поглощенными и увлеченными своей профессией... Сегодняшним умом я понимаю, что это мне в большей степени не хватает времени, проведенного с сыном. Этот аспект я бы точно поменяла в своей жизни, будь в моих силах. На свете нет ни одного дела, ради которого стоит жертвовать временем, которое ты можешь посвятить общению с ребенком… И вместе с тем мне хватило смелости наступить на горло своему материнскому эгоизму и поддержать самостоятельность Арсения в выборе профессии. Он уехал на учебу в США и стал успешным дизайнером.

– Если ребенок вырос психологически и материально независимым человеком, значит, родители не допустили серьезных ошибок, согласны? Как Вы думаете, что в воспитании сына Вы с мужем делали безусловно правильно?

– Был случай, когда мне сильно влетело от родителей за конфликт с соседской девочкой.  Я дала себе слово, что всегда буду разговаривать со своим ребенком, никогда не накажу без причины. Мы с мужем действительно много разговаривали с Арсением. Быть может, даже чересчур. Он с детства отличался тонким юмором, поэтому и реагировал соответственно. Вспоминаю один занятный эпизод. Отправляем сына к бабушке и дедушке в Витебск, перед выходом из дома назидаем, наставляем его. Арсений вдруг прикрыл ухо рукой. "Болит?" – спрашиваю обеспокоенно я. "Нет, мамочка, – отвечает. – Держу, чтобы из другого уха ничего не вылетело".

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Арсений с отцом. Август 1995 г.

– В своих фильмах Вы снимали артистов, художников, музыкантов, врача, бизнесвумен. Как Вы находите своих героев? Что их всех, таких разных, объединяет?

– В людях меня в первую очередь притягивает, манит индивидуальность и масштаб личности. Через их опыт, мироощущение, взгляды я ищу ответы и на свои сокровенные вопросы. Поэтому каждый из моих героев – как драгоценная вещь, только одушевленная. Я никогда не рафинирую их, не подслащиваю "вкус", только "приправляю" разнообразными специями, из них самих же состоящих. Мне интересно открывать в человеке то, что он сам в себе не подозревает.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Со Стефанией Станютой в перерыве между съемками

 

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

На съемках с дирижером Александром Анисимовым

Приходят герои ко мне разными путями. Бывает, общаешься с человеком с юности, вроде знаешь его как облупленного, а потом он поворачивается к тебе совершенно неожиданной гранью. Так случилось с Николаем Кириченко. Мы много лет пересекались в одной компании. Я ценила его необыкновенную отзывчивость и готовность помогать людям в любое время дня и ночи. Мне импонировала его актерская преданность и самопожертвование. Внушало симпатию то, что он мужик с руками – не боится ни молотка, ни отвертки. Но представить Николая в роли руководителя никак не могла. И вдруг он становится директором Купаловского театра. Ого, изумилась я, так вот что за этим кроется! И загорелась идеей снять фильм, который назвала "Сценарная имитация". Я стремилась показать Николая одновременно сильным и хрупким, как кованые кружева.

С Виктором Манаевым мы тоже хорошо знали друг друга. Сначала я увидела его героем ленты "Мое начало" о Марке Шагале, а во время съемок твердо сказала: "Следующий фильм будет о тебе". Сценарий написала за считанные дни, работали с Витей на одном дыхании – так появилась "Несыгранная роль". В ней я воплотила еще студенческую мечту экранизировать гоголевскую "Шинель".

Героиню фильма "Синьора Русса" мне подарил господин случай. Я наткнулась на интервью Милы Ануфриевой в Фейсбуке. Меня потрясла фантастическая история этой хрупкой женщины родом из Шклова. В начале 90-х она в одиночку создала в России империю люксовой моды, собственными руками превратила себя из провинциалки в королеву. А затем один за другим на нее посыпались удары судьбы: предательство, разорение, тяжелая болезнь, эмиграция… Мила мужественно выстояла и возродилась, как птица феникс из пепла. Я не могла пройти мимо, поэтому тут же написала: "Вы моя героиня". Мила зашла на мой сайт и поняла, что я не "робот". 

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

На съемках фильма "Синьора Русса", Венеция. Оператор Александр Ершов и героиня фильма Мила Ануфриева

Моя профессия иногда помогает мне вселить в людей веру в самих себя. На премьере фильма в Милане Мила призналась, что у нее выросли крылья, начался новый виток в жизни. Продюсер Павел Шумов рассказал об удивительной истории Милы лос-анджелесским продюсерам-документалистам. Они очень заинтересовались. Сейчас идет работа над новым сценарием, более расширенным и развернутым.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

В детском приюте в Гвинее-Бисау

– Как Вы думаете, что роднит Вас с героями Ваших фильмов?

– Простота. Но не та, которая хуже воровства, а та, которая говорит о высоком уровне и позволяет держать дистанцию. У меня нет вычурных, искусственно слепленных героев. Ни они ко мне не тянутся, ни я к ним. А еще взаимоуважение, солидарность, коммуникабельность. Я обожаю Сезарию Эвору. Когда она приезжала на гастроли в Минск в 2009 году, мне посчастливилось снять о ней фильм "Папайя". Сезария пришла на встречу сразу с самолета и подарила мне четыре часа своего времени. В конце встречи я сказала: "Мне так неловко, я тебя, наверно, очень утомила, а у тебя завтра концерт…" И услышала в ответ: "Не думай обо мне, я всегда найду время на отдых. Делай свою работу, а я тебе помогу. Если я тебе нужна, мы будем работать столько, сколько скажешь". Такая позиция мне очень близка.

– Больше года назад на YouTube появился Ваш канал "Истоки. Домашняя кухня". Где Вы научились готовить? Почему решили продемонстрировать свое кулинарное мастерство широкой публике?

– Я выросла в очень хлебосольной семье. От бабушки, которая роскошно готовила и баловала домашней кухней, мне передалась тяга усадить всех за большой стол и вкусно накормить. Кулинарные книги, старые и новые, читаю как детективные истории. Предпочитаю простые рецепты. Чем меньше ингредиентов, тем лучше. Кстати, так же и в жизни. Не нужно ничего усложнять. Искусственное придумывание ни к чему хорошему не приводит.

Когда-то я собиралась экранизировать Вильяма Похлебкина, но не сложилось. Мечтала открыть кулинарный канал на телевидении. Тоже не судьба. А когда ушла в свободное плавание, сын помог вытащить на поверхность мое хобби. Так появилась идея с кулинарным видеоблогом. Я обожаю старинные рецепты и, как уже говорила, предлагаю готовить их просто, полезно, а значит, и вкусно. 

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Надежда дает мастер-класс по приготовлению хумуса в одном из модных ресторанов Минска

– Вы не экранизировали Похлебкина, зато сняли авторский документальный фильм "Просто хлеб"...

– Идея исследовать хлеб как культурологический, антропологический символ возникла давно, но воплотилась только сейчас. Эта тема не отпускает меня, поэтому я мечтаю организовать фестиваль хлеба.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

Дегустация "Мой Хлеб/N"

– В свободное плавание Вы ушли, проработав в Белтелерадиокомпании больше 30 лет. Вы колебались, прежде чем принять это решение, или оно было спонтанным?

Мне очень повезло со временем. Я пришла работать на Макаенка, 9, когда к искусству относились как к божественной силе, а телевидение было молодым, дерзким и революционным. Вокруг были профессионалы высочайшего уровня.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

На съемках фильма "Новый космический отсчет" на Байконуре

Невозможно было поверить, что когда-нибудь меня накроет выгорание, о котором я слышала от своих друзей – врачей, педагогов. Но это случилось, когда пришло поколение алчных дилетантов-телекилеров. То, чему я, мои учителя и коллеги искренне посвятили себя, начало рушиться медленно, но верно. Я поняла, что настала пора искать и открывать для себя новые горизонты. Поэтому заявление об уходе по собственному желанию написала так же спокойно, как когда-то отложила в сторону пачку сигарет, решив завязать с курением. Ушла молча, потому что моя школа научила меня тому, что самое главное – сохранить свое лицо.

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

На съемках документального сериала "Милицейские хроники"

У меня наконец появилось время для путешествий, для больших встреч с сыном и его семьей. Я чаще вижусь с мамой, была рядом с папой в конце его жизни. Счастлива, что превратила свое увлечение кулинарией в профессию, ведь мои "Истоки. Домашняя кухня" – не что иное, как документалистика. Профессия меня выбрала, и я с ней не расстаюсь.

– Ваш сын уже взрослый, семейный человек. Вы знаете рецепт, как сохранить теплые, доверительные отношения со взрослыми детьми? Для многих это большая проблема…

– От сына и его жены я получаю бесценные уроки. Учусь переключать внимание на себя и заполнять свою жизнь собой. Признаюсь, мне приходится нелегко. Самоотстраняться, не лезть с непрошеными советами, не вторгаться без спроса на территорию близких – это большая внутренняя работа. К тому же у меня нет опыта. Увы, наше поколение не учили проявлять уважение к личности подобным способом. Но я очень стараюсь…

Рецепты жизни Надежды Горкуновой: "Чем меньше ингредиентов, тем лучше"

С сыном Арсением. Рассвет на Биг-Суре, Калифорния

Свой родительский эгоизм надо приглушать, тогда в ответ получаешь не лицемерные поклоны в пояс, а искреннее, теплое уважение и драгоценное доверие. Я в этом убедилась, поэтому своим подругам говорю: хватит воспитывать детей, это они нас воспитывают и мотивируют.

– Значит, Вы легко находите общий язык с молодым поколением?

– Да. Я многому учусь у умного, талантливого молодого поколения. Дерзость, самостоятельность, умение принимать решения, чувство ответственности за свое будущее – вот что привлекает меня в тех, кому меньше 35. В моем окружении много таких людей, в том числе мои ученики. А еще с удовольствием общаюсь с теми, кому за 90. У меня есть подруга Петровночка, ей 93 года. С ней, деревенской женщиной, мы говорим на любые темы – и не можем наговориться. У нее поразительно современный взгляд на мир. И я прихожу к выводу: не важно, где человек провел жизнь – в глухой деревне или на "садовом кольце". Доброта, интуиция, тонкость восприятия абсолютно не зависят от того, где мы живем. Внутренняя культура нас объединяет.

 

Штрихи к портрету

Арсений Горкунов, сын:

– Мама всегда защищала меня и баловала как могла. К школе я относился очень легкомысленно, и мама никогда не осуждала за это. Наоборот, была на моей стороне, когда учителя предъявляли претензии. Родители прекрасно понимали, что в школе детей учат подчиняться командам, и давали мне возможность развиваться органически. Мама поддерживала мои увлечения. Лет в 11 я захотел прогулять школу, потому что не мог оторваться от книги о фотошопе. Мама легко согласилась. А однажды я что-то накосячил, а она, вместо того чтобы отругать, принесла шоколадку.

 

Виктор Манаев, народный артист Беларуси:

– Надежда Горкунова – один из тех редких режиссеров, кто любит актеров, искренне восхищается, бережет. Для нее мы цель, а не техническое средство. Такое отношение дорогого стоит, ведь мы им не избалованы. О работе с Надеждой у меня сохранились самые лучшие воспоминания. Она занималась не только творческим процессом, но и заботилась о том, чтобы на площадке царила теплая атмосфера, все были накормлены и напоены. Так, один из эпизодов фильма "Мое начало" снимали в дождь, который лил как из ведра благодаря пожарной машине. Я насквозь промок, а дело было холодной осенью. Как только камеры выключили, Надежда повела меня в помещение, укутала в теплую одежду, накормила горячим, кажется, домашним обедом. А в Санкт-Петербурге снимали "Несыгранную роль". Накануне очередного съемочного дня Надежда сказала, что мне предстоит подняться наверх Александрийского столпа – на высоту почти 50 метров. Я похолодел от ужаса, всю ночь глаз не сомкнул. Утром она призналась, что пошутила. Но творческий настрой эта шутка мне подняла... Работа с Надеждой стала важным этапом моей творческой жизни, я очень ценю это.

 

Антон Сидоренко, кинокритик:

– Надежда Горкунова – уникальный белорусский режиссер, потому что сочетает несколько ипостасей творца. Она снимает чудесное документальное и удивительно поэтическое художественное кино. В ее эмоциональных портретах герои раскрываются максимально полно. "Мое начало" и "Несыгранная роль" с Виктором Манаевым – вершина белорусского телевизионного кино своего времени. Она мастерски делает телевизионные проекты, каждый из них отличает высокая степень художественности. Профессионалов уровня Надежды Горкуновой в Беларуси можно пересчитать по пальцам.

 

Павел Шумов, продюсер:

– У Надежды Горкуновой есть очевидный дар – она умеет не только находить реальные истории, но и чувствовать собеседника, героя своего фильма. Благодаря этому с ней готовы делиться самыми болезненными воспоминаниями поистине невероятные люди, такие как певица Сезария Эвора и гениальный предприниматель Мила Ануфриева. Надежда настолько увлечена историей Милы, что изучает, исследует ее уже несколько лет. В ее руках этот байопик постепенно обретает форму фильма не хуже "I, TONYA" или "Дьявол носит Prada", т.е. абсолютно голливудского проекта. В ходе его съемки мы планируем взять интервью у известных дизайнеров, дистрибьюторов, моделей и селебрити – всех тех, кто знает и помнит историю потрясающе красивой и невероятно умной Милы Ануфриевой.

Ирина Барейко

Фото из архива Надежды Горкуновой

←Стоимость нефти снизилась

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика