Сразу же Алеся Стецкая (выпускница Ивьевской средней школы), Алексей Путик (выпускник Юратишковского я/с-средней школы), Елизавета Малюк (выпускница Липнишковского д/с-средней школы) и Екатерина Холяво (выпускница Ивьевской средней школы) стали гостями нашей редакции и ответили на вопрос, как прийти к успеху, легка ли дорога к нему?
Древние мудрецы в таком случае говорили: "Et ambulans in itinere", что означает "Дорогу осилит идущий". Ребята ответили почти так же.
Екатерина Холяво:
- У меня 100 баллов на центральном тестировании по английскому языку. Это профильный предмет для поступления в вуз, который я выбрала - Минский государственный лингвистический университет (факультет китайского языка и культуры).
Почему именно лингвистический? У меня разносторонние интересы. А "золотая" медаль за курс средней школы говорит и о том, что я могла бы выбрать любое другое направление в своем будущем образовании. Понемногу все обязательно получилось бы. Но когда пришло время определяться (а это было в 8 классе), мы с мамой решили, что поступать я буду именно в лингвистический вуз. И я стала работать на будущий успех. Это, конечно, в первую очередь участие в олимпиадах по английскому языку. В школе английский язык у меня преподавала Людмила Николаевна Дайнакова, профессионализм и знания которой известны и детям, и взрослым. С ней я и дополнительно занималась английским. Она требовательна, строга, но как же хорошо с каждым днем чувствовать себя все увереннее в том, что ты изучаешь! На олимпиадах районного уровня стала занимать призовые места. В 10 классе участвовала в областной олимпиаде. Призового места не заняла, но столько работала при подготовке, и работала так серьезно, так тяжело, что почувствовала, как будто произошел самый настоящий прорыв в овладении английским!
Для достижения успеха мало иметь багаж знаний, хотя это самое главное. Нужно еще и настраиваться на успех, морально готовиться к нему. Знания и уверенность в себе, понимание того, что то, что ты делаешь, над чем трудишься, необходимо именно тебе - составные всякого успеха.
Алеся Стецкая:
- Серьезно на будущее поступление в вуз я готовила математику, английский и русский языки. На централизованном тестировании получила 100 баллов по русскому языку. Это было так приятно, так радостно, но не скажу, что неожиданно. Русским языком целенаправленно занималась с августа 2017 года. Занималась с чудесной учительницей, очень грамотным человеком, ставшей в свое время лауреатом международного конкурса в Москве "Уроки русского" Еленой Францевной Перскевич. Ей за репетиторство благодарны многие выпускники Ивьевской средней школы на протяжении многих лет.
Обаяние учителя, человека, ее умение подать язык как интереснейшую дисциплину, действительно подняли в моих глазах значимость предмета, показали, насколько это интересно и увлекательно, а главное полезно - изучать язык Пушкина и Гоголя, один из государственных языков Республики Беларусь.
На занятия уходило много сил и времени. Но теперь я лично убедилась: это работает на успех, на перспективу.
В этом году что-то советовать абитуриентам уже поздно. А вот тем, кто в следующем году будет выпускниками и станет поступать учиться дальше, я хочу сказать, что для знания русского языка и его сдачи при поступлении или на централизованном тестировании, очень нужно и очень полезно знать теорию и решать тесты за последние несколько лет.
Можно сходить и на репетиционное тестирование. Вообще, нужно работать. Все стоящее дается и берется упорным трудом. Но потом, когда пожинаешь плоды его, чувствуешь себя действительно счастливым.
Елизавета Малюк:
- Я очень люблю родной язык. Из всех языков, изучаемых в нашей школе, он мне наиболее приятен. А когда предмет нравится, так приятно его изучать. Тем более, что у нас белорусскоязычная школа, потому белорусский язык дети знают и владеют им на хорошем уровне. Много читаем книг на родном языке, общаемся на нем, все предметы преподаются на белорусском. Поэтому не знать его как-то даже неприлично, что ли.
Наша учительница Елена Николаевна Зверко, которая вела белорусский язык у нас последние два года, помогла знать родной язык на хорошем уровне.
А готовила язык к тестированию я с подругой моей бабушки, учительницей-пенсионеркой Марией Брониславовной Керней.
Она не только любит свой предмет и свой язык, она умеет его преподавать, привить ученику особое отношение к "матулиной мове". Это были удивительные занятия, когда не только учишь грамматику, но и в который раз убеждаешься в правоте слов лингвистов-исследователей, что белорусский язык - самый мелодичный после итальянского.
Я очень благодарна Марии Брониславовне и за то, что она не только великолепный учитель, но и настоящий психолог. Мы много беседовали. И она конкретно настраивала меня на победу. В итоге одна победа уже есть - 100 баллов по белорусскому языку. И я знаю теперь, когда так тяжело учить, когда за окном гуляют твои сверстники, а ты с книгой за столом, спасает терпение и понимание, что в любом случае нужно принять сложившуюся ситуацию и искать из нее выход. Собираюсь поступать в мединститут.
Алексей Путик:
- У меня сто баллов по белорусскому языку. Иначе и нельзя. Не знать языка у такого преподавателя, как учитель - методист Нонна Владимировна Силюк, непорядочно по отношению… к самому себе. Я его с удовольствием учил, потому что уроки Нонны Владимировны и есть удовольствие. Это великое творчество преподавателя, это квесты, это любовь к родному языку, это задания для каждого ученика отдельно, это 40 минут живого, неповторимого действа.
Так случилось еще в 7 классе - я увлекся отдельными школьными дисциплинами именно потому, что преподавали их удивительные учителя, личности, в полном смысле этого слова.
Легко набрать хорошее количество баллов, если в этом заинтересован твой учитель. Мои учителя именно такие.
Я поступаю в Белорусский государственный университет информатики и радиотехники. И, конечно, мне нужны и математика, и физика. По физике меня консультировал друг моего отца, учитель из другой школы Вадим Николаевич Арефьев - истинная энциклопедия и знаний, и воли, и характера. Математику преподавала Сабина Степановна Казанович - тоже учитель особенный, которую ценят ученики, и которая дала нам очень много знаний. На факультативы и уроки физики я ходил к Андрею Францевичу Анискевичу. На уроках с ним легко и интересно, он разумный и знающий свое дело. Он недавно пришел в школу, почти наш сверстник. Наши отношения, конечно же, не опустились до панибратства, но порой казалось, что мы все - друзья, заинтересованные одной темой. Здорово, когда есть такие учителя. Древние римляне говорили, что можно быть плохим плотником или сапожником, но непозволительно быть плохим врачом, учителем или судьей. Это безнравственно. Я счастлив, что меня учили высоконравственные люди.
Интервью подготовила
В. ГУЛИДОВА.