Не женское дело: почему власти делят профессии по половому признаку?
В белорусском обществе традиционно профессии делят на «мужские» и «женские». И если белоруски, например, захотят спуститься в шахту, у них это не получится из-за наличия списка запрещенных профессий для женщин.
— Уже само наличие такого списка является дискриминацией и примером гендерных стереотипов в белорусском обществе, — говорит директор Центра по продвижению прав женщин «Её права» Александра Дикан.
Для женщин в Беларуси остается недоступным 181 вид работ. Например, представительницы прекрасной половины человечества в Беларуси не могут водить автобусы междугородних маршрутов или работать на тракторе
— Это абсурд, особенно в ситуации экономического кризиса, когда в регионах сложно найти работу. Данный список во многом препятствует женщинам не только делать то, что они хотят, но и иметь достойную заработную плату, — отмечает эксперт.
Сегодня в более сорока регионах Беларуси — напряженная ситуация на рынке труда.
— Мы прекрасно знаем, как сегодня сложно найти работу, особенно молодому специалисту, — говорит депутат Палаты представителей Анна Канопацкая. — Еще сложнее, если речь идет о женщине, особенно незамужней или планирующей создать семью и родить ребенка. С другой стороны, был издан Декрет № 3, который потом был модернизирован в Декрет № 1, заставляющий всех работать. Почему тогда для определенной категории граждан были созданы дискриминационные условия? Это правовой пробел.
Министерство труда и социальной защиты Беларуси объясняет существование списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, необходимостью заботы о здоровье женщин.
Центр по продвижению прав женщин «Её права» провел анализ, чтобы выяснить, насколько это оправдано.
— Во-первых, современный уровень развития медицинских исследований, в том числе и в области медицины труда, не позволяет вводить запреты и ограничения без предоставления доказательной базы в виде достоверных результатов медицинских исследований, — говорит Александра Дикан. — Во-вторых, иногда запреты абсурдны с позиции здравого смысла и исторически сложившегося уклада жизни (например, запрет на сбор плодов с высоты выше 1,3 метра). В-третьих, статистические показатели мужского здоровья в Беларуси намного более угрожающие, чем показатели женского здоровья…
Более того, как показывает практика, многие женщины все равно работают по «запрещенным» профессиям — просто они по-другому называются. Либо женщины на них официально не числятся.
— Если работа считается небезопасной, то она в равной степени небезопасна для мужчин, женщин, взрослых, молодых. Важно обеспечить всем равные права на работу и равную защиту. Простой пример: если работодатель для выполнения какой-то работы должен предоставить женщине респиратор, то он должен предоставить его мужчине, — говорит Анна Канопацкая, которая читает, что список запрещенных профессий однозначно должен быть отменен.
Член Республиканского Совета Белхимпрофсоюза по работе среди женщин Ольга Тишурова, наоборот, убеждена, что в Беларуси еще не готовы к тому, чтобы «взять и отменить» список запрещенных профессий для женщин.
— Наши основные производства строились в 60−70-х годах ХХ века, и в процесс модернизации мы вступили относительно недавно. Соответственно, производственные линии, которые должны объективно обеспечивать достойные условия труда, к сожалению, по ряду причин сегодня оставляют желать лучшего. Отменить список сейчас мы не готовы. Но его можно пересмотреть и внести коррективы, — говорит Ольга Тишурова и приводит пример Австралии, где женщины официально могут работать шахтерами:
— Там все автоматизировано и работники даже не используют средства индивидуальной защиты! Если мы все вместе — власть, общественность — будем стремиться к тому, чтобы на всех наших производствах были созданы надлежащие условия труда и равные возможности для мужчин и женщин, тогда отпадет необходимость в существовании подобного списка.
Почему кто-то должен решать за женщину?
В Украине Приказ Министерства здравоохранения № 256 от 1993 года о запрете на 458 профессии для женщин правительство отменило в конце 2017 года. В список входили различные профессии в сферах металлообработки, электротехнического и химического производства, лесозаготовительных работ. Ограничения для женщин были установлены в военной службе, правоохранительной деятельности, в отраслях пищевого производства, транспорта, связи и сельского хозяйства. Женщины не имели права водить автобус, поезд, метро. Женщины могли работать стюардессами, а управлять самолетами не могли.
Директор Центра социальных и гендерных исследований «Новая жизнь» (Украина) Евгения Луценко отмечает, что с момента инициирования отмены списка запретных профессий для женщин до принятия соответствующего решения правительством прошло рекордно мало времени. Это стало возможно благодаря депутатам, которые проявили заинтересованность в решении этой проблемы.
— Отмена запрещенных профессий для женщин способствует защите прав человека, — считает экспертка из Украины. — Почему кто-то должен решать за женщину, где она будет работать? Если женщина хочет трудиться в шахте — она чувствует себя физически сильной и для нее это единственная возможность получать достойный заработок, чтобы обеспечить семью — значит ей нужно предоставить такую возможность.