Городище под храмом
Для стороннего человека эта деревня интересна разве что своим храмом. Деревянная церковь святых Петра и Павла видна издалека: она стоит на пригорке и яркой синевой четко вырисовывается на фоне неба. Церковь в Городище действительно заслуживает внимания. Официальная табличка у входа, извещающая, что храм внесен в список историко-культурных ценностей РБ, временем его постройки называет конец XVIII в. Но в других источниках фигурирует 1698 год, и именно его прихожане считают правильным. «Вы посмотрите, какие здесь доски, – показывает житель соседних Голенчиц, староста храма Владимир Клементьевич Коляда. – Они же все топором тесаны. Вот тут – да, видно, здесь уже доски распиливали, это более поздний ремонт. А церковь-то наша строилась без единого гвоздя! Ей точно больше 300 лет!»
Владимир Коляда уверен, что их церкви
не меньше трех столетий.
Возрожденная
святыня
По некоторым данным, уже в конце 17 века в деревне Городище действительно была деревянная униатская Петро-Павловская церковь. В 1858 г. ее закрыли из-за аварийного состояния, но спустя шесть лет отстроили заново и обшили досками. В 1913 г. на главном фасаде была возведена новая трехъярусная колокольня взамен разваленной старой. В войну церковь чудом уцелела. «В 44-м, когда немцы из деревни ушли, а наши войска еще не пришли, на колокольне сидел наш наблюдатель с рацией. Немцы об этом знали, и вели по ней прицельный огонь. 32 снаряда потом вокруг нашли!» – рассказывает староста.
Старейший житель д.Городище
Аркадий Ящук.
В послевоенное время церковь была закрыта и, увы, разграблена. Восстановили ее лишь 16 лет назад всем миром и при поддержке тогдашнего председателя колхоза Вячеслава Ковальчука. И хотя прихожан в ней до обидного мало, служба по праздникам проводится здесь исправно. Храм очень красив как снаружи, так и внутри. Прихожане гордятся и прекрасными люстрами («мало в каком храме такие есть!»), и золочеными царскими воротами. Говорят, некий предприниматель специально возил их в Елизаветинский монастырь для золочения. А еще во внутреннем убранстве церкви православные иконы чудесным образом перекликаются с католическим распятием, оставшимся с польских времен. Прихожане рассказывают: один не очень разумный человек хотел снять со стены фигуру распятого Христа, но стул под ним подломился, он упал и сломал спину. С тех пор никто на реликвию не посягал.
Неспешная прогулка вокруг церкви тоже даст много интересного. Вот у главного входа из земли проступает плоская поверхность камня. По легенде, еще в те времена, когда здесь была пуща, на этом камне отпечатался след ноги Божьей Матери; потому-то и выбрали это место для строительства храма. Вот что-то вроде большой вазы, вытесанной из камня, – ее нашли в земле на месте выгоревшей сосны. А большой деревянный крест установлен в память о невинно убиенном местном жителе, который взял на себя чужую вину за убийство молодого парня на свадьбе. Так рассказывают сами прихожане.
Через войны,
беженство
и коллективизацию
Сколько лет самой деревне Городище, никто не знает. Судя по названию, это может быть и 500, и 1000 лет. Самый старый местный житель Аркадий Александрович Ящук, которому на прошлой неделе исполнилось 89 лет, говорит, что тут жили и дед его, и прадед, и дальше – не счесть сколько поколений. Много помнит из того, что рассказывали отец и дед. О том, как почти всей деревней вынуждены были уйти в беженство в Россию, пробыли там три года, а когда вернулись, увидели свои дома полностью разграбленными: «поработали» мародеры. О том, что отец, который к тому времени уже женился и растил двух дочек, отправился на заработки в Аргентину, а, вернувшись, смог прикупить еще три десятины земли к имеющимся двум. Многое Аркадий Александрович помнит сам. Например, как мостили камнем единственную деревенскую улицу: каждое подворье должно было заготовить камень, а укладывали его уже специально нанятые мастера. В Городище до сих пор нет асфальта – только та самая каменная дорога «за польским часом». Еще он помнит, что в 1947 году был страшный неурожай, и люди по трое суток стояли в очереди за хлебом в магазине в Белево.
«И единоличество у нас долго держалось, – вспоминает сельский старожил. – Я в армию уходил в 1949 году, колхозов еще не было, а вернулся – тут уже колхоз, всю землю, коней, повозки, хлебные сараи – все забрали». Говорит, ох и тяжело «при колхозах» поначалу было! Работали за трудодни. «Весь год работал, а зерна дали – на спине принес», – жаловались колхозники. И лишь к концу 50-х годов жизнь стала налаживаться. Было даже, что за хороший урожай свеклы бригаду девчат, которая работала на ее прополке, наградили ручными часами. Роскошный по тем временам подарок!
Выстоять
сквозь века
Еще один наш собеседник, Мурин Евгений Степанович, живет в Городище с 1974 года, когда женился на местной девушке. Говорит, совсем другая была деревня, не чета нынешней. Больше 70 коров на подворьях насчитывалось. Сейчас – ни одной. И хотя в Городище не было ни магазина, ни клуба, ни школы (учиться ходили пешком кто в Белево, кто в Ходосы), местная молодежь находила возможность повеселиться. Очень популярны были танцы. Возле креста-оберега своими силами соорудили танцплощадку, по праздникам из Ступичева приезжал гармонист Янэк, обеспечивавший музыкальное сопровождение, подтягивались девчата и хлопцы из соседних деревень… Отплясывали так, что земля ходуном ходила. «Весело было!» – с ностальгией вспоминают старики.
Сейчас в деревне тихо и малолюдно. На все Городище – 26 жителей, из которых лишь девять в трудоспособном возрасте. Но наведываются в родительские дома городские дети, присматриваются к пустующим домам горожане, трижды в неделю приезжает автолавка. И хочется верить: выстоявшее сквозь века Городище выстоит и сейчас…
Елена ТРИБУЛЕВА.
tribuleva@tut.by
Фото Станислава ГРИЦУКА.