Дрогнули. В Беларуси идет огромный откат по золотовалютным резервам
09.07.2018 10:21
—
Разное
Всего за полгода ЗВР Беларуси рухнули на 0,5 млрд долларов.
Вanki24.by разбирались, почему так происходит и к чему все это ведет.
На 1 июля резервы Беларуси упали до 6,8 млрд USD в эквиваленте. Сокращение ЗВР произошло второй месяц подряд. Если сравнивать с суммой резервов на 1 января, то снижение официальных резервов составило 484 млн USD.
Почему же стали уменьшаться белорусские ЗВР?
Каждый месяц Нацбанк намекает на главную причину — это погашение валютных долгов НБРБ и Минфина. В июне власти отдали кредиторам 424 млн USD. Можно сказать, что вместе с падением цен на золото это и пробило очередную брешь в активах правительства и Нацбанка.
Примечательно, что в плане долговой нагрузки июнь выдался отнюдь не самым сложным месяцем года. Так, в январе власти отдали 1400 млн USD, в феврале — 470 млн USD, в марте — 415 млн USD, в апреле — 332 млн USD, в мае — 331 млн USD.
По оценке banki24.by, в июне основными получателями денег от властей Беларуси стали Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) — около 88 млн USD, держатели евробондов-2027 — 22,9 млн USD, покупатели облигаций Минфина — 20 млн EUR, облигаций Нацбанка — 104,6 млн USD.
Параллельно власти пытались компенсировать потери ЗВР. Нацбанк выкупал валюту на бирже, Минфин собирал экспортные пошлины с нефти и нефтепродуктов. В июне размещались новые валютные облигации. Нацбанк «намайнил» за месяц 56,5 млн USD, Минфин — 50 млн USD и 0,4 млн EUR.
В чем причина июньского сокращения ЗВР на 108,2 млн USD?
Причина проста: власти недосчитались валютных доходов, которые они еще в 2017-м заложили в бюджет на 2018 год. В июне этими валютными доходами стал шестой транш кредита ЕФСР на 200 млн USD.
Получив эти 200 млн USD до 1 июля, власти могли бы отразить в статистике рост ЗВР. Поступление денег до конца квартала 29 мая обещал начальник главного управления госдолга Минфина Андрей Белковец. Однако что-то случилось и средства фонда не дошли до Беларуси. Видимо, правительство страны не соглашается на корректировки матрицы к кредиту, которые требует ЕФСР. Не помогла делу и встреча президентов 19 июня в Минске.
Трудности с выбиванием финансирования у внешних кредиторов показывают крайне уязвимый характер ЗВР Беларуси. Наши резервы и так не обеспечивают минимальное покрытие импорта — нужно 3 месяца, а пока выходит лишь 2. А тут еще идут постоянные отстегивания в чужие карманы, да и экспорт в Россию уже не тот.
29 июня замминистра финансов Максим Ермолович заявил, что в 2018 году Беларусь больше не будет размещать суверенные евробонды. В такой ситуации властям остается уповать либо на дожатие ЕФСР и получение от него последних 400 млн USD, либо продавать госимущество.
В противном случае к концу 2018 года ЗВР Беларуси откатятся до опасной черты в 6 млрд USD.