Обманчивое благополучие. Бюджет сводится неплохо, но чья это заслуга?
06.07.2018 19:57
—
Разное
За 5 месяцев белорусские власти раздули профицит бюджета до 3,6 млрд BYN. Выясняем, почему так получилось и что из этого следует.
В начале года глава государства озаботился исполнением бюджета. По его мнению, в 2017-м правительство «бестолково» спланировало доходы и расходы. В результате бюджет был исполнен со значительным профицитом. Доходы бюджета сектора госуправления превысили расходы на 3,1 млрд BYN, республиканского — на 2,8 млрд BYN, пишет banki24.by
Вскоре после «наезда» президента Минфин был вынужден публично оправдываться. На сайте ведомства появилось краткое объяснение, почему бюджет исполняется так, а не иначе.
Чиновники-финансисты рассказали белорусам, что профицит бюджета в последние годы формируется умышленно и направляется на исполнение обязательств по погашению госдолга, а также на финансирование расходов будущих периодов. Более того, в 2018 году наконец-то сбалансировались доходы и расходы многострадального Фонда соцзащиты.
В прошлом ситуация с бюджетом ФСЗН часто приближалась к катастрофической. Ради сведения концов с концами власти нещадно резали расходы и заливали пожар бензином из республиканского бюджета. В 1-й половине 2018-го ситуация заметно улучшилась. Профицит республиканского бюджета за январь—май вырос до 2,9 млрд BYN (больше, чем за весь 2017 год). Бюджет ФСЗН тоже вышел на профицитное исполнение — 233,8 млн BYN, хотя еще год назад дыра в Фонде соцзащиты достигала 360 млн BYN.
Лучшее, чем в 2017 году, исполнение бюджета ФСЗН объясняется тремя вещами.
Первая — с 1 января в Беларуси на полгода увеличился возраст выхода на пенсию. Это уменьшило число ее потенциальных получателей.
Вторая — быстро растет фонд заработной платы населения.
По оценке Белстата, за январь—май 2018 года фонд зарплат вырос на 17,9%. Для сравнения: в январе—мае 2017 года добавка была всего 6,3%. Так как с зарплатного фонда взимаются взносы трудящихся в ФСЗН, улучшилась и наполняемость бюджета.
Третья — сдерживание расходов Фонда соцзащиты. Если расходы ФСЗН за 5 месяцев выросли к 2017 году на 4,6%, то доходы — на 17,6%. Сдерживание расходов происходит и по республиканскому бюджету. Его расходы в январе—мае поднялись на 15,8%, а доходы подскочили на 32,3%. Осторожная тактика Минфина хорошо видна по процентам выполнения к годовому плану. В 2017 году план по доходам республиканского бюджета за 5 месяцев был исполнен на 41%, по расходам — на 36,4%, а в 2018-м — уже на 47,6% и 35,2%.
Минфин накапливает профицит для проведения выплат по валютным долгам. Если раньше правительство погашало старые обязательства на 75% за счет образования новых долгов, то в 2018 году уже озвучена задача выйти на 50%. Поэтому и профицит увеличился к прошлогоднему состоянию более чем вдвое — с 1,4 до 2,9 млрд BYN.
Быстрее всех растут доходы от внешнеэкономической деятельности — на 45% к 2017 году. И это понятно: в состав доходов от ВЭД входят пошлины на экспорт нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений. Ставки нефтяных пошлин резко выросли за счет поднятия цен на сырье, а пошлины на экспорт удобрений с 20 до 55 евро за тонну увеличили сами власти.
Так что же во всем перечисленном плохого?
А плохо здесь то, что видимые профициты лишь частично являются следствием работы правительства. Основная заслуга в наполняемости бюджета — высокие цены на нефть и выход экономики из кризиса за счет благоприятной конъюнктуры. Никакие структурные реформы так и не начаты. Потому стоит внешним условиям измениться в негативную сторону, как достижения в наполнении бюджета развеются словно дым от погасшего костра.