Что делать, если у продавца нет сдачи или у водителя закончились талоны
Если у продавца нет сдачи, когда покупатель рассчитывается за покупки наличными, то помните, что прав именно покупатель. (Но это не работатет при оплате проезда в общественном транспорте.) Что делать в ситуации, когда предлагают купить шоколадку («чтобы до круглой суммы»), жевательную резинку («нет мелочи, возьмите жвачку»), просто что-то не продают или обсчитали (как вам кажется), выяснил TAM.BY.
Отсутствие сдачи – проблема продавца
В беларуском законодательстве прописано, что «в начале рабочего дня кассир или иной работник продавца, осуществляющие прием наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с покупателями» (Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания).
Нельзя вынуждать совершать покупки
«Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю». Это тоже прописано в тех же Правилах.
Кажется, что неправильно дали сдачу
Во-первых, проверять нужно на месте. Во-вторых, покупатель вправе потребовать сверить показания контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой налички в кассе. Да, это муторно, но такой способ действительно работает.
А если сдачи все-таки нет?
Пишите в Книгу жалоб, что закон в этой торговой точке не соблюдается, пускай разбираются. Имеете полное право.
Что делать в ОТ, если у водителя нет талонов/сдачи
В данном случает все работает по-другому. Постановление Совмина № 972 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» гласит: «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки». То есть если пассажир не купил талон заранее – это его проблема. Во время поездки продавать обязан только кондуктор, но никак не водитель. В спорных ситуациях «Минсктранс» всегда ссылается именно на это.