К годовщине освобождения Минска. Послевоенный трамвай
Война ушла, укатилась на запад, оставив за собой не только бесчисленные могилы, но и разрушенные города, где не хватало жилплощади даже для немногочисленных уцелевших минчан.
Не имелось даже элементарных стройматериалов – кирпичей, досок, кровельного листа. Дети становились рядом со взрослыми и руками разбивали завалы рухнувших домов, сортируя кирпичи – наиболее целые можно было использовать повторно.
Одним из наиболее ценных знаков возрождения стал трамвай. При оккупантах тоже действовали трамвайные линии, но при отступлении немцы уничтожили всё, что могли – пути, контактные сети, повредили подвижной состав.
Трамвайное депо после освобождения города
Первую линию запустили в эксплуатацию ещё осенью 1944 года. В рейс вышел наскоро отремонтированный вагон серии Ф, подобные ему выпускались на Путиловском заводе до революции и в 1920-е годы. В 1945 году новая ветка пролегла по маршруту Вокзал – Ленинградская – Базарная – Советская – Комаровка. Комаровское кольцо находилось на площади Якуба Коласа, а под Комаровкой тогда понимался не рынок, а целый район. На месте двух башенок Полиграфкомбината и МПОВТ, где сейчас преимущественно торговые центры и офисы, начинался деревянный частный сектор, протянувшийся на километры.
Трамвай на фоне Дома Офицеров
Вспоминает Николай Чергинец, председатель Союза писателей Беларуси:
"Мы пацаны были, лет по восемь-девять. Тоже завалы разбирали. Потом ходили к деревянному мосту через Свислочь. Там ещё электростанция стояла, старая дореволюционная. Сейчас на её месте гостиница у цирка. И вот интересно нам было – выдержит ли мост вес трамвая. Едет он, спускается от дома офицеров. Старые были, некоторые без стёкол. Звенит, дребезжит.
Как на мост въехал, доски ходуном ходили. Но выдержал мост. Такое у нас было развлечение…
А однажды, помню, приближается трамвай-красавец. Ярко-красного цвета, стёкла блестят на солнце. И сбоку надпись на весь борт – "Трудящимся Минска от трудящихся города Ленинграда".
Подумайте только, они такую страшную блокаду пережили! И вспомнили, позаботились! Настоящая у нас дружба народов была, не на бумаге".
В 1947 году работники вагоноремонтного завода № 2 Трамвайно-троллейбусного управления города Ленинграда капитально отремонтировали для минчан пять моторных и пять прицепных вагонов. Братская помощь этим не ограничилась. Из Москвы было передано Минску 10 моторных и 10 прицепных пассажирских трамвайных вагонов.
Сейчас по Минску курсируют современные низкопольные трамваи производства Белкоммунмаша с самой современной начинкой. Такие же поставлялись в Санкт-Петербург, но, к сожалению, по Северной столице России преимущественно курсирует общественный транспорт прежних лет выпуска, многие из единиц подвижного состава нуждаются в замене.
Выступая перед депутатами Минского горсовета по случаю получения памятного диплома от руководства города, Николай Чергинец внёс предложение отправить в Санкт-Петербург современный белорусский трамвай с надписью "От трудящихся Беларуси» в память о взаимопомощи советских людей в труднейшие сороковые годы".
Доброе дело непременно окупится сторицей.
Анатолий Матвиенко
Фото из архива трамвайного депо